ДРАГОЦЕННЫЙ ПОДАРОК К ПАСХЕ

15 июня, 2001, 00:00 Распечатать

«Шедевры церковного шитья Украины (ХІІ—ХХ столетия)» — так названа новая книга, принадлежащая пе...

«Шедевры церковного шитья Украины (ХІІ—ХХ столетия)» — так названа новая книга, принадлежащая перу известного исследователя украинского народного искусства, доктора искусствоведения, члена-корреспондента Академии искусств Украины, лауреата премии им. Д.Щербакивского Татьяны Кара-Васильевой.

Издание, вышедшее из печати с благословения Блаженного Владимира Митрополита Киевского и всея Украины и увидевшее свет в апреле нынешнего года в дни празднования Пасхи, относится к числу трудов, открывающих новые пласты в истории нашей национальной культуры.

Эта книга, представляющая собой сочетание научного исследования и исторического очерка, является по существу первой попыткой реконструкции картины развития церковного шитья Украины, которая впервые в нашем искусствоведении рассматривается в таком широком хронологическом диапазоне — от ХІІ до ХХ столетия.

Исследователь знакомит читателей с одной из самых малоизученных, но интереснейших страниц украинской истории искусств — с церковным шитьем, включающим разнообразные предметы литургийного назначения — плащаницы, покрова, воздуха, одежды священнослужителей всех иерархий, начиная от диаконов и заканчивая патриархами: все это искусно вышивалось золотом и серебром на шелковых и бархатных тканях, к которым особенно бережно во все времена относились как церковники, так и музейщики.

Широкая панорама памятников в обширно иллюстрированной книге — ее можно назвать и книгой-альбомом — открывается наиболее ранним шедевром древнерусского искусства Х столетия — вышитой Богоматери со святыми, найденной во время раскопок на территории Софии Киевской, а завершается плащаницей начала ХХ столетия, выполненной по эскизу Виктора Васнецова для Владимирского собора в Киеве Еленой Праховой, дочерью знаменитого киевского искусствоведа, археолога и художественного критика, профессора Адриана Прахова.

Автор глубоко и обстоятельно анализирует изобразительное шитье, доказывая, что оно развивалось в едином русле с общим направлением всего украинского искусства, и в первую очередь с иконописью, а позднее с гравюрой. Это объясняется тесным соприкосновением с богословской и эстетической литературой своего времени, религиозными представлениями, особенностями народного мировосприятия и национального менталитета.

Развитие шитья в Украине, убеждает Татьяна Кара-Васильева, было прочно связано с деятельностью женских монастырей, которые чаще всего становились центрами культуры и просветительства. Особое распространение они приобрели в XVII— XVIII ст. на территории Гетьманщины.

Бесспорной заслугой автора является введение в искусствоведческий обиход множества новых фактических данных. В книге талантливо сплавлены изыскания Татьяны Кара-Васильевой в мало изученных архивах с результатами тщательного обследования ею всех музейных коллекций Киева, Львова, Полтавы, Чернигова.

Впервые на основе найденных данных раскрывается деятельность Киево-Вознесенского монастыря во главе с игуменьей Марией Магдаленой Мазепиной, матерью гетмана Мазепы и ее ближайших родственниц Мокиевских. В книге представлены подписные работы семьи Мазепы, которые дарились в храмы, среди них вышитые портретные изображения как самого гетмана, так и его матери.

В 20—30-х годах XVIII ст. в период формирования стиля барокко в Украине на первый план выступает Черниговский Пятницкий монастырь во главе с игуменьей Фотынией, сестрой митрополита Иоанна Максимовича.

С 40—50-х XVIII ст. прославился Киево-Флоровский монастырь, возглавляемый игуменьей Еленой. Книга включает в себя увлекательнейшие исторические очерки об этих выдающихся игуменьях, которые содействовали развитию и расцвету украинского церковного шитья.

Женские монастыри, их иконописные и вышивальные мастерские осуществляли творческие контакты с иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. Сюжеты шитья, их иконография имеют прямые аналоги с работами выдающихся граверов XVIII ст. — Л.Тарасевича, И.Щирского.

В книге можно познакомиться с работами, выполненными по рисункам этих знаменитых мастеров. Впервые в научный оборот Т.Кара-Васильевой введены произведения шитья с атрибуцией гравера, который создавал рисунок мастерицы, его вышивавшей, монастыря, где создавалось произведение, расшифровываются сюжеты шитья, их иконография, по какому поводу и когда они созданы, какую символическую роль выполняли.

Книга написана увлекательно и живо. Приведенные архивные материалы сохраняют захватывающие по своему драматизму рассказы о судьбах инокинь-вышивальщиц. Так принципиально анонимное средневековое искусство находит свои имена, и в книге они предстают впервые. Останутся в памяти монахини-вышивальщицы Нектария, Пиора, Александра, чьи работы автору удалось разыскать в музейных фондах.

Чрезвычайно любопытными кажутся в книге сведения о монашенках-иконописцах, что является уникальным явлением в культуре Европы. Женские монастыри Украины имели четко организованную систему художественного обучения, в первую очередь шитью и иконописи. Наиболее выдающимися были школы при Киево-Флоровском, Киево-Вознесенском, Ладинском, Нежинском, Лебединском монастырях.

Вышедшая из печати книга Татьяны Кара-Васильевой стала первым фундаментальным обобщением истории церковного шитья Украины, истоки которого еще в византийском искусстве.

Богатый исследовательский опыт, широкая эрудированность позволили автору провести тщательный стилистический анализ церковного шитья Украины, рассматривая эволюцию его развития под влиянием стилей ренессанса, барокко, рококо и, конечно, модерна. Автору удается донести до читателя взаимосвязанность всех исторических этапов, их «перетекание» одного в другой, устойчивость определенных традиций на протяжении целого тысячелетия.

Завершает книгу тщательно отработанный справочный аппарат: важной составной частью издания является словарь терминов, составленный Т.Кара-Васильевой, где в популярной форме поясняются достаточно сложные для светского человека богословские термины и понятия, толкуются сюжеты с изображениями святых, получившие развитие в шитье литургических предметов.

«Шедевры церковного шитья Украины» — совместное церковно-светское издание, подготовленное ученым в родных стенах отдела изобразительного искусства Института искусствоведения, фольклористики и этнографии им. М. Рыльского НАН Украины, но изданным Информационно-издательским Центром Украинской православной церкви в Киеве при финансовой поддержке МФ «Відродження» и содействии Фонда «Нове творче об’єднання», издательства «Таміріс» и предприятия «Ело ЛТД».

Появление книги «Шедевры церковного шитья Украины (ХІІ —ХХст.)» — большой праздник для тех, кто занимается изучением сакрального декоративно-прикладного искусства, и для всех, кто любит и ценит культуру Украины. Превосходное знание памятников шитья, глубокое понимание их художественной красоты, прекрасный строгий язык — все это делает издание книги Татьяны Кара-Васильевой значительным событием в украинском искусствоведении.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно