ДИАЛОГ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

3 декабря, 1999, 00:00 Распечатать

Киевский Молодой театр приглашает зрителей на ужин. Не спешите удивляться гастрономической переориентации театра...

Киевский Молодой театр приглашает зрителей на ужин. Не спешите удивляться гастрономической переориентации театра. Это не обычный ужин, это тайная вечеря, поучаствовав в которой зритель сможет узнать нечто интригующее и не предназначенное для всеобщего знания. Он станет участником захватывающей словесной дуэли, в которой сойдутся два непримиримых соперника. Во времена Наполеона переносит зрителя премьера малой сцены Молодого театра - спектакль по пьесе Ж.-К. Брисвиля «Тайная вечеря», перевод В.Германа, режиссер-постановщик Тарас Криворученко. Под покровом ночи, в тишине дворцовых покоев начнется диалог всемогущих французских политиков, двух лучших министров Наполеона, Талейрана и Фуше. Их разделяет все, взаимная ненависть, противоположные взгляды, намерения, суждения, роднит жажда власти, карьеризм, отсутствие такого понятия, как честь.

Может быть, от того, что время выхода спектакля совпало с событиями недавних выборов в нашей стране, ощущение ассоциаций и параллелей усилилось. Может быть, потому пронзительнее зазвучала и основная мысль спектакля о том, как и кем решается судьба целого народа.

Оставим политические параллели и вернемся к спектаклю, ибо фактом художественного обобщения он - предмет для рассмотрения не менее интересный, чем изучение современной рокировки политических сил.

Не редкость, когда сценография спектакля становится главенствующей в решении всего действа. Так и в «Тайной вечере» условия сценической игры задаются сценографией. (Художник Ярослав Нирод.) Сцена представляет собой поверхность бильярдного стола, по полю которого свободно разбросаны шары, треугольник, их организующий, уже в стороне, партия в самом разгаре. Оформление предельно лаконично, в центре сцены длинный стол и два стилизованных стула. Цветовое решение тоже выдержано в строгом и сдержанном стиле - черный и красный цвета. И белые пятна бильярдных шаров... Представлять противостояние героев спектакля в виде любой игры (карточной, шахматной и т.п.), прием, конечно, не новый. Но всегда наиболее важен момент оправданности этого представления. В «Тайной вечере» он стопроцентно играет на режиссерскую идею, в основе которой - азартный поединок двух высококлассных игроков, досконально знающих правила игры, слабости друг друга и жаждущих только победы. Казалось бы, незначительная деталь оформления, хотя детали-то и важны, задник сцены завешен белыми жалюзи, контрастирующими своей модерновостью с остальным оформлением и несколько стилизованными под старину костюмами героев. Современность этих жалюзи - прозрачный намек на возможность подобных диалогов и в современных интерьерах. Желанию режиссера сделать беседу двух политиков событием вневременным или скорее приспособленным к любому времени, помогает текст самой пьесы, основа которого - торг за власть, за сферы влияния, возможность корыстного предательства для собственной выгоды, наплевательское отношение к тем, кому приходится расплачиваться за комплексы своих властителей.

Пьеса внешне бездейственна, все события происходят в напряженных диалогах двух персонажей, на исполнителей которых ложится непростая задача - удержать внимание и интерес зрителей. Нар.арт.Украины Валентин Шестопалов (Талейран) и засл.арт. Украины Валерий Шептекита (Фуше) оказываются на уровне требований, которые ставит перед актерами дуэтный спектакль. Их словесный поединок, выстроенный режиссером на огромном внутреннем напряжении желания взять верх над противником, - это постоянно колеблющаяся амплитуда настроений Талейрана и Фуше. Актерами филигранно передается тонкая нюансировка чувств этих персонажей. Интонации фраз, модуляции голоса, пластика построенных переходов, словно непрограмируемое движение бильярдного шара. Но так ли оно случайно? Талейран - мастер виртуозной дипломатической интриги. В.Шестопалов показывает огромное чувство собственного достоинства этого аристократа, хитросплетения его мыслей скрыты под маской превосходства. Он невозмутим и хитер, порочен и хладнокровен. Также убежден в своей силе и Фуше в исполнении В.Шептекиты. Лицо Фуше - тоже маска с застывшим выражением, за которым спрятаны чувства, что обуревают этим честолюбивым и жестоким человеком. Но у Фуше-Шептекиты меньше выдержки, чем у Талейрана-Шестопалова, порой он срывается с аристократичного тона беседы, здесь амплитуда напряжения диалога достигает высшей точки, словно бильярдный шар попадает точно в лузу. Состояние бессилия и Фуше, и Талейрана в моментах, когда они оказываются уязвленными ударом противника, особенно интересно в актерском исполнении. Эти состояния сродни обыкновенным человеческим чувствам, которые придают особенные оттенки палитре изображаемых переживаний и подтверждают стремление актеров избежать однообразия в трактовке характеров своих, скажем прямо, неоднозначных героев.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Интрига не отпускает до финала, зритель с напряжением ждет исхода диалога власть имущих, ждет, как тот французский народ, возгласы которого слышны за стенами дворца во время этой тайной вечери. Ах, история, история! Все твои спирали развития! И прошлое в будущем! Именно об этой связи времен задумаешься после эстетического наслаждения от игры актеров в спектакле «Тайная вечеря». Неужели народу только и остается, что ждать? Вот она, сила искусства! Заставила задуматься.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно