Богданович. Мастер-класс

22 марта, 2013, 19:30 Распечатать Выпуск №11, 22 марта-29 марта

Семь художников рисуют портрет одного актера 

Народный артист Украины Алексей Богданович отмечает юбилей. Ему 50. И это только "экватор" его актерской карьеры. Старт перед будущими творческими взлетами. К своему юбилею на родной франковской сцене Богданович выбрал спектакль "Буря" В.Шекспира, где пронзительно, лирично, с присущим только ему философским подтекстом играет Просперо. Его шекспировский герой — любит... Любит свой маленький мир на безлюдном острове, любит фантасмагорических жителей, живущих в этом мире... 

Как-то, общаясь накануне премьеры гоголевской "Женитьбы" с исполнителями главных ролей, автор этих строк услышала: "Моя трактовка жанра материала, который играю, может не совпадать как с режиссерским взглядом на пьесу, так и со взглядом коллег. Своего персонажа буду пытаться репрезентовать трагикомическим. Играть чистую комедию не разрешает совесть. Сейчас почти все развлекают. Кроме того, считаю недопустимым превращать в шутку человеческую драму...". 

Такое видение роли гоголевского Подколесина, видение одного из ведущих актеров театра им. И.Франко Алексея Богдановича, меня поразило. Особенно на фоне того факта, что гоголевский материал, так сказать, "не равнодушен" к Алексею Владимировичу. В 2001-м актер получил "Киевскую пектораль" за роль Чичикова в спектакле "Брат Чичиков" по Н.Гоголю. А в 2008-м на роль Александра Данилевского, друга Гоголя, его пригласила в свой фильм "Гоголь. Ближайший" Наталья Бондарчук...

Следовательно, его любимый жанр — трагикомедия. И, очевидно, он никогда не мечтал о ролях Ромео, Гамлета. Тем не менее, Шекспир в его творческой жизни, хотелось бы надеяться, еще появится. И еще не одна шекспировская роль станет для него этапной. Как, наконец, этапными страницами биографии актера Богдановича стали... Его творческий союз с выдающимся театральным режиссером Сергеем Данченко ("Укрощение строптивой", "Мерлин", "Король Лир"). Его тандем (1994) с Зинаидой Дегтяревой в фильме О.Биймы "Преступление со многими неизвестными" (правильнее — тандем-братство мастеров аристократической игры). Согласие (2001) возглавить Киевское отделение Союза театральных деятелей. Роль (2004) Николая Задорожного в телефильме А.Дончика "Украденное счастье". Отказ (2006) "доиграть" Березовского в кинокартине, скатившейся во время съемок до уровня сериала (лента "Тайна маэстро Березовского"). И даже участие (2011) в программе телеканала "Интер" "Разбор полетов", посвященной работе актеров в рекламе (такой одинокости, которой в тот вечер были преисполнены глаза Алексея, в актерских кругах нечего и искать: Богданович в рекламе не снимается)... 

…Итак, условный "портрет" Алексея Богдановича — глазами его друзей, коллег и критиков. 

И первое слово — режиссеру, в фильмах которого Алексей Владимирович максимально реализовал свой неповторимый талант. 

— Во время экранизации драмы Леси Украинки "Голубая роза" (1987) самой сложной задачей стал поиск исполнителя главной мужской роли, — рассказывает Олег БИЙМА (наш юбиляр часто был "лицом" многих фильмов известного украинского режиссера. — Л.Б.). — Актера, способного в соответствии с системой Станиславского сыграть романтического героя, мне было мало. Нужен был романтик и в жизни — носитель чистоты, света. Просмотрев немало проб (в том числе с актерами, которых студия "Укртелефильм" специально для "Голубой розы" пригласила из Москвы), я не прекратил поиски и как-то пригласил Алексея Богдановича…(Алексей пришел на пробу с короткими, едва ли не под "нуль", волосами, почти сразу же после съемок в ленте Н.Мащенко "Все побеждает любовь" (1986), в которой сыграл солдата, в то время как О.Бийма надеялся, что увидит нежного, красивого юношу с длинным волосами — таким его описали…И их первая встреча стала судьбоносной: режиссер, несмотря на не соответствующую роли прическу, утвердил 23-летнего актера. — Л.Б.)

Не буду скрывать, результат меня поразил! Молодой актер, только начавший карьеру в театре, донес то, что я стремился показать, чисто и искренне, и, к тому же, не запятнав сути главного героя ничем лишним и не пытаясь ее сыграть. Я попробовал вспомнить, какие актеры мирового уровня несли и несут в себе определенные необходимые для героя черты и, наконец, мастерски создают нужное органическое совпадение со своим персонажем. Вспомнил Жерара Филиппа. 

Надо сказать, что романтичность и приподнятость, воплощенные Алексеем перед камерой, присущи ему и в жизни. 

…Раньше я был убежден, что Богданович — киноактер, даже больше — актер, созданный для крупных планов. Когда-то я считал, что его тихий, не помпезный голос потеряется на сцене, а его скромность, нежность — не те черты, которые нужны для игры на котурнах. 

Однако открыл, что Алексей чрезвычайно интересен на кону! Сейчас это не только
герой-романтик драмы (причем написанной и Чеховым, и Карпенко-Карым), но и актер комедийный и трагикомический. Богданович "растет", следовательно, расширяется и его актерский диапазон.

Алексей — интеллигентный артист и трудоголик, который, к тому же, умеет видеть и слышать то, что происходит вокруг, не боится учиться. К тому же интересно, что его коллеги заимствуют немало уже и у него самого.

Правда ли, что сценарий "Преступления со многими неизвестными" я писал "на Богдановича"? Правда. Известие об этом намерении стало для Алексея сюрпризом и вместе с тем напугало: он переживал, справится ли, ведь ему предстояло перейти от небольших ролей в одно- двухсерийных картинах к главной роли в сложном серьезном телесериале. 

Представляю, сколько усилий ему приходилось прилагать, готовясь к каждому съемочному дню, — мы снимали фильм очень быстро, текст роли был большой.

Сознаюсь, иногда пересматривая собственные фильмы, смущаюсь: "Какая фанера!", в то время, как "Преступление..." — один из тех немногих, не заставляющих краснеть.

— Моей первой совместной работой с Алексеем стал спектакль "Трибунал" Андрея Макайонка в середине 1980-х, я тогда играла Зину, он — Володю, — вспоминает Ирина ДОРОШЕНКО (народная артистка Украины, одна из любимых сценических партнерш Богдановича). — Я не представляю его в другой, кроме актерской, профессии. Это артист от Бога. Работает даже тогда, когда плохо себя чувствует: "Маленькие супружеские преступления" мы репетировали в Польше фактически после операции Алексея (о ней никто не знал). Внимательный, деликатный партнер, который всегда поможет партнерше. 

Его актерская уникальность в том, что он способен играть роли (не имеет значения — небольшие или главные, в кино или на кону) во всех жанрах, и каждый раз — убедительно. Алексей чрезвычайно яркий в комедиях, он формирует атмосферу спектакля. В течение репетиций осторожно входит в действо, старается никому не мешать, работает самостоятельно. Зачастую, стоя за кулисами, наблюдает за тем, как играет молодежь, впрочем, замечаний никогда не делает. 

Помните сцену в "Женитьбе", когда на диванчике усаживаются едва ли не все действующие лица пьесы? Актерам нелегко: кто-то потолстел, кто-то похудел. И только Алексей всегда в форме!

Как-то в конце спектакля, когда Подколесин решает не жениться и подбегает к окну, чтобы убежать, в зале прозвучало: "Не надо!". Алексей мгновенно сымпровизировал: "Говорят, дескать, не надо, но я попробую!".

Считаю, визитная карточка Алексея Богдановича — роль Ивана Федоровича в "Братьях Карамазовых", поставленных по Достоевскому Юрием Одиноким. Мой партнер находит такие глубины Ивановой души и так шквально (в смысле эмоций) их доносит, что во время сцены суда у многих зрителей (да и актеров) перехватывает дыхание. В коротком промежутке времени — такое разнообразие переживаний! 

Кшиштоф Занусси актуализирует интеллектуальный театр, а Алексей Богданович — один из тех, кому под силу такой
театр репрезентовать. 

— Алексей Богданович — мой первый партнер в действительно крупной работе, в спектакле "Укрощение строптивой" по Шекспиру, — говорит Татьяна МИХИНА (заслуженная артистка Украины, своенравная Катарина в шекспировской комедии на франковской сцене). — Играя Петруччо более 10 лет, он не отнесся ко мне как к начинающей, когда руководство решило ввести меня в спектакль: помог как профессионал профессионалу. Такая позиция — доказательство того, что главная черта по-настоящему талантливого человека — искренность, порядочность, чуткость. Мне по душе Просперо, сыгранный Алексеем в "Буре", очень импонирует манера подавать стихотворную форму. Шекспировские же тексты (переведенные на украинский) чрезвычайно органически звучат из его уст и гармонируют с голосом. Это уникальный актер! 

— У Алексея Богдановича есть харизма. Его амплуа, бесспорно, — герой, — констатирует Ирина НЕСТЕРЕНКО (режиссер Национальной филармонии Украины). — И если в начале карьеры на него смотрели как на героя романтического, то сейчас — как на героического мужчину с тайной. Разгадать тайну пытаются и обычные почитатели искусства, и искусствоведы.

Алексея влечет академическая музыка, в ней он полностью органичен. Вспомним филармонические постановки при его участии: "Метель" А.Пушкина и Г.Свиридова (благородный Бурмин), "С глазу на глаз с Моцартом" Э.Радзинского (Сальери-Богданович удивил многих), опера "Фиделио" в концертном варианте, другие литературно-музыкальные спектакли, в которых он работал как мастер художественного слова. Богданович — подражатель наилучших традиций украинского театра. Преданность им — его творческое кредо, но его патриотизм — не громкий. Богдановича отличает ответственность за суть, которую он как актер доносит со сцены. Это высокий академический подход к искусству, профессии. 

— Несомненно, Богданович — актер ярко выраженной лирической основы, способный при этом за сутью своей актерской индивидуальности на сильные поступки и сильную позицию, — считает Валентина ЗАБОЛОТНАЯ (историк украинского театра). — В чем специфика актеров Данченко? Сергей Владимирович пытался найти и воспитать актеров, способных погружаться в глубины внутренней психологической жизни героев, а потом доносить эти глубины до зрителя. При этом ничего не выплескивая мгновенно наружу, а проживая и сдерживая каждую внутреннюю бурю. Да еще и таким образом, чтобы буря затронула и зрителя, и превратилась в потрясение. Думаю, стремление Алексея к ансамблевому сотрудничеству абсолютно оправдано. Он замечательный сценический партнер. Пример этому — спектакль Кшиштофа Занусси "Маленькие супружеские преступления" по пьесе Эрика Эммануэля Шмидта, где на сцене только двое прекрасных актеров — Богданович и Ирина Дорошенко. Алексей не только чрезвычайно убедителен в этой роли, но и "горький", поскольку ему под силу показать горечь той лирики, которую он олицетворяет.

— На Театре (не каком-то конкретном, а вообще) "хороший человек" плюс "хороший актер" — это почти оксюморон и всегда определенное исключение из давних сценических правил, — считает Олег ВЕРГЕЛИС (театральный обозреватель ZN.UA). — В случае с нашим юбиляром можно говорить об "оксюмороне Богдановича". Человек хороший и актер замечательный. Он стремится соединить на сцене не всегда соединимое: лирику и комедию, пафос и боль... Один из лучших своих образов, Короля Артура, он создал в "Мерлине" Сергея Данченко (по пьесе Танкреда Дорста и Урсулы Эллер). "Мифологемный" спектакль тогда, в середине 90-х, взбудоражил скрытые возможности многих актеров-франковцев. Словно высвободил их сокровенную энергию. На сцене поражали абсолютной творческой откровенностью Ступка, Хостикоев, Герасименко... А Богданович среди них был натянутой философской струной. Его герой в течение спектакля старел на глазах зрителя. При этом актер принципиально обходился без грима. Без бороды, без седого парика. А все равно было ощущение, что Время поглощает его в свою прожорливую пасть. В таком подходе к роли также был "оксюморон Богдановича". Способность сыграть Время (т.е. метаморфозы), внешне оставшись неизменным, молодым, прекрасным. Думаю, своего Петруччо в "Укрощении..." Алексей так же может играть сто лет подряд. Когда-то шекспировские персонажи в этом спектакле были задуманы Сергеем Владимировичем как "дети", играющие в свои любовь-вздохи... Теперь — это уже "взрослые дети", у которых не исчезло желание азартной игры. Поэтому и желаю ему в юбилей — игры и азарта. И всегда — только выигрыша. 

И последний — лаконичный — штрих к портрету актера из уст Юрия ОДИНОКОГО (с известным режиссером Богданович создал интересные образы в спектаклях "Братья Карамазовы", "Женитьба Фигаро", "Гимн демократической молодежи"): 

— Он — универсальный актер. Богданович нашел в этой жизни "свою песню" и весьма выразительно ее поет... 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно