Книга русского историка Александра Гогуна, живущего сейчас в Германии, посвящена истории советского партизанского движения на территории Украины. Графическое оформление, как и название, поначалу вызывают нехорошие подозрения — не принесена ли научность издания в жертву популярности? Но уже первые страницы эти подозрения рассеивают — текст является результатом взвешенного детального анализа непростого исторического периода.
В книге широко использованы дневники и воспоминания самих партизан, архивная документация НКВД и Красной Армии, свидетельства очевидцев. Богатый пласт информации читатель получает из разведывательных данных и архивных документов двух других мощных армий — УПА и польской Армии Краевой, ареалы боевых действий и период существования которых в значительной степени пересекаются с красным партизанским движением.
Автор рассматривает период 1941—1944 годов, то есть время пребывания красных партизан в Украине. Концентрируясь на малоисследованных аспектах партизанского движения, он отваживается обсуждать проблемы, которые в советской историографии были откровенно табуированы, а за годы независимости исследовались очень немногими квалифицированными исследователями.
В частности, Александр Гогун скрупулезно рассматривает причины полного провала попыток организовать действенное партизанское движение в Украине в 1941 году, а также постепенного усиления партизанского движения в течение последующих двух лет немецкой оккупации Украины.
Но в книге речь идет не только и не столько о глобальных исторических процессах, сколько о боевой и бытовой жизни советских партизан в Украине, их отношениях с другими подпольными военными организациями, Большой землей и местным населением. И здесь плакатный образ «пламенных борцов» в зеркале архивных данных подвергается радикальной трансформации.
Приписки, попытки выдать чужие достижения за свои, низкий уровень компетентности, пьянство и, самое главное, зверская жестокость, сопровождающаяся разбоем и ограблением мирного населения, — таким является сухой остаток впечатлений о партизанских буднях после прочтения книги Александра Гогуна.
На основе архивных документов и свидетельств очевидцев историк приходит к выводу, что просоветские партизанские отряды с помощью малозначимых в военном измерении диверсий нередко сознательно провоцировали немецкую оккупационную администрацию на террор против местного населения. Конечно, это не снимает с нацистов ответственности за массовые убийства и репрессии против невинных людей, но и партизанские подвиги тоже кажутся сомнительными.
Для ревностных борцов с «очернением нашего прошлого» сразу заметим, что автор анализирует данные, полученные из различных источников, и, если воспоминания и свидетельства бойцов ОУН и АК еще можно списать на предубежденность и тенденциозность «буржуазных националистов» (хотя последние нередко выступали скорее в роли союзников красного партизанского движения), то архивные документы НКВД и партизанских штабов заподозрить в предубежденности сложно.
Стиль изложения материала — иногда суховато-научный, что, конечно, не лучшим образом сказывается на читабельности, — позволяет подать материал объективно и беспристрастно, следовательно, у читателя есть возможность сделать собственные обобщения и выводы. А любители изучать историю по Пикулю могут текст и не одолеть.
Правда, есть в книге и несколько случаев то ли неосторожного использования терминов, то ли просто опечаток. В частности, пассаж о «бандеровском батальоне «Нахтигаль», находившемся на немецкой службе», звучит немного странно. Как бы там ни было, но сформированный в 1941 году в составе вермахта батальон охраны «Нахтигаль» все же был немецким, хотя и состоял из украинцев, значительная часть которых со временем влилась в УПА. Никому же не приходит в голову называть советские подразделения, часть личного состава которых попала в РВА, «власовскими дивизиями».
Дискуссионным является и вынесенное в заголовок книги определение «сталинские коммандос». Автор объясняет выбор термина желанием подчеркнуть подчиненность советского партизанского движения центральной власти и его направленность на результативность военных действий — безотносительно к возможным потерям среди местного населения. Причем «коммандос» автор противопоставляет «инсургентам» — повстанцам, являющимся представителями отдельных национальных, этнических или социальных групп и действующим в интересах этих групп. Концепция получается интересная, но термин «коммандос» имеет свою мощную коннотацию. И сравнение воинских частей, обычно элитных, действующих, употребляя нестандартные тактики, с сельскими дядьками, которые сидят где-то в волынских болотах и заботятся исключительно о проблемах собственного выживания, кажется немного смешным.
Но, несмотря на мелкие неточности, книга Александра Гогуна — основательный исторический труд о сложном и довольно плохо изученном периоде. Ее можно смело рекомендовать всем, кто интересуется историей Второй мировой войны.