Наверно, ни один из профессиональных праздников не отмечается так широко, как Международный день театра. Он невольно оказывается праздником всеобщим, потому что театр любят многие и стать театральным зрителем может любой человек любой профессии. Ну а уж люди театра - это талантливая, веселая, изобретательная братия! Так что этот праздник все, кто любит театр, могут считать своим!
Международный день театра, отмечаемый в Киеве уже шестой год, - праздник в квадрате, потому что в этот день становятся известны победители специальной театральной премии «Киевская Пектораль». Этот творческий конкурс, названный в честь одного из знаменитейших шедевров культуры наших предков, был задуман и воплощен в жизнь Киевской организацией Союза театральных деятелей Украины и Главным управлением культуры Киевской госадминистрации. Он, как и другие творческие акции, свидетельствует о жизнестойкости в непростых нынешних условиях Союза театральных деятелей и выгодно отличает его от других творческих союзов, которые с трудом выполняют функции объединяющего органа. Скорее всего, успех усилий СТД определяется тем, что театр - дело коллективное, все друг с другом во взаимодействии. Это, например, не художники или писатели, которые в основном индивидуальны в своем творчестве. И тем не менее, организационное начало СТД в процессе огромно и важно. А уж по части организации праздников и вообще труднопереоценим. Результатов «Киевской Пекторали» театралы и поклонники театра всегда ждут с нетерпением и волнением. Эти чувства превалировали в праздничной атмосфере приветствий, звучащих в шумной толпе публики, заполнившей зал Национального театра им.И.Франко. После официальной увертюры торжества, заключавшейся в поздравлении высокопоставленных лиц, раздаче «слонов» в виде почетных званий «заслуженных» и «народных», квартир и грамот с денежным наполнением, приступили непосредственно к главному событию вечера - вручению премий «Киевская Пектораль».
Творческое соревнование не спринтерская дистанция, где победу можно четко определить по времени прихода к финишу. Найти лучшего в искусстве, даже при наличии бесспорности того или иного явления, дело непростое, а то и невозможное вообще. Объективность - вещь необъяснимая, и никому не удастся зафиксировать минуту, когда субъективность превращается в объективность. Поэтому относиться к итогам любого творческого состязания, в данным случае «Пекторали», необходимо мудро и с философских позиций. В первую очередь это фиксация процесса и констатация некоего общего мнения. Но ведь те, кто определяет победителей, тоже люди и только люди, хотя и находятся на вершине театрального Олимпа. Поэтому «Киевскую Пектораль» прежде всего стоит воспринимать как маскарадное праздничное действо, дарящее возможность порадоваться за коллег, удививших своим вдохновением, и надеяться в следующем году оказаться на их месте.
А в этом году... Под торжественные звуки фанфар на сцене Театра им. И.Франко началась церемония вручения премий. С «театральных небес» опустились одиннадцать конвертов, загадочно покачиваясь каждый на своей нити судьбы. Дотянуться до них смогли ошеломительные в своей неожиданности персонажи на ходулях. Они-то и узнавали первыми заветное решение. Из рук в руки передавали гиганты содержимое конверта, и наконец оно оказывалось у юной участницы праздника, которая звонким голосом провозглашала имя того, кому предстояло взойти на импровизированный пьедестал победителей. Лидерами упоминаний в номинациях премии стали Молодой театр и Театр драмы и комедии на Левом берегу. Несомненно экспертам и членам оргкомитета премии было непросто из 60 спектаклей выявить всего лишь одиннадцать позиций. Может, поэтому было принято беспрецедентное решение - в двух номинациях определить по два лауреата. Так, за «Лучшую женскую роль» «Пектораль» получили Ада Роговцева («Обманутая»,Театр драмы и комедии) и Анна Розстальная («День любви, день свободы», Молодой театр). А за «Лучшую режиссерскую работу» лауреатами премии стали Эдуард Митницкий («Живой труп», Театр драмы и комедии) и Юрий Одинокий («Мелкий бес», Театр драмы и комедии).
Следующие же номинации явили такую картину. «Лучшая работа балетмейстера» - Алла Рубина («Дон Жуан», Молодой театр). «Лучший дебют» - Тарас Оглоблин (автор пьесы «Воскресший и злой», ЦСИ «Дах»). «Лучшее музыкальное оформление» - Юрий Шевченко («Дон Жуан», Молодой театр). «Лучшая сценография» - Сергей Маслобойщиков («Дон Жуан», Молодой театр). «Лучшая женская роль второго плана» - Светлана Орличенко («Обманутая», Театр драмы и комедии). «Лучшая мужская роль второго плана» - Дмитрий Лаленков («Королевские игры», Театр им. Леси Украинки). «Лучшая мужская роль» - Анатолий Хостикоев («Кармен», Благотворительный центр). «Лучший спектакль для детей» - «Повозка папаши Жюнье» (Детский музыкальный театр).
И вот ожидание достигло наивысшей точки, какой же спектакль будет признан лучшим? В тройку предварительных претендентов вошли замечательные спектакли, каждый из которых - событие в театре. Но детский голосок зазвенел: «Мелкий бес» (Театр драмы и комедии).
Смолкли звуки оркестра. Опустела сцена. В ее глубине покачивались на нитях пустые конверты, некими символами ожидания имен будущих победителей. А театральная «коррида» 97 года вот такая...
Наверняка есть среди ее участников несогласные, недовольные, обиженные, возмущенные, разочарованные. Но, перефразируя нашего известного телелюбимца, который утверждает, что «это - просто игра», мне хочется воскликнуть: «Будьте мудрыми, это - театр!»