В театре имени М.Заньковецкой — премьера на большой сцене. Режиссер Алла Бабенко возвратилась к творчеству Жана Ануя, классика современной французской драматургии. Ранее она уже ставила здесь его «Медею». А вообще на территории бывшего советского пространства мало было известно о его творчестве, разве что показывались некоторые исторические пьесы — «Антигона», «Жаворонок» (о Жанне Д’Арк). О комедиях, написанных ярким эзоповским языком, речь вообще не шла.
— Комедии Жана Ануя однозначно были антидиктаторскими, — говорит заведующая литературной частью театра Мирослава Оверчук, — а их автор — ярый оппозиционер. Иначе эти пьесы прочитать и поставить было просто невозможно. Поэтому, естественно, и они, и имя автора были закрыты для нас. И если мировой театр не единожды возвращался к творчеству французского драматурга, то в Украине, во всяком случае во Львове, его комедия ставится впервые. Алла Бабенко решила восполнить отечественный пробел, предложив комедию Ж.Ануя «Приглашение в замок». В последние годы стало доброй традицией у опытного режиссера выносить на сцену пропущенные в свое время из-за цензурных ограничений прекрасные произведения мировой и отечественной драматургии. Еще десятилетие назад о постановке такой пьесы, как «Приглашение в замок», можно было только мечтать, а сегодня она заняла достойное место в репертуаре театра.
Несмотря на кажущуюся легкость формы (все-таки комедия!), пьеса трудна для постановки, так как на фоне незамысловатых и даже курьезных действий, происходящих в старинном замке с его устоями и традициями, герои должны донести до зрителя философскую глубину мысли (и не одну), заложенную в тексте пьесы, сыграть это, не выплеснув то драгоценное «зерно», ради которого все и творилось. Для этого нужен уровень и режиссерский, и актерский, чтобы, увлекшись формой, не потерять смысл. И то, что с первого премьерного показа комедия идет с аншлагом, говорит о том, что она принята требовательным львовским зрителем и понята им. Ведь чем больше дискомфорт жизни, тем более открытый, серьезный и нелицеприятный разговор нужен людям, которые задумываются о смысле бытия, процессах, происходящих в обществе, семье, нравственных и духовных критериях жизни. Пьеса Ануя ненавязчиво учит не искать легкого порхания по жизни, ведь самые большие проблемы — у самых богатых людей, готовых за душевное спокойствие, истинные радость и покой (шабат) в жизни отдать все свое богатство. Недаром здесь так ярко выведен образ богатого еврея, имеющего все и не имеющего ничего, страдающего от внутреннего одиночества, фактически от своей нереализованности в жизни. Поэтому деньги для него, по большому счету, всего лишь бумажки, с которыми он в порыве душевного благочестия с легкостью расстается. Немало и других проблем, затрагивающих за живое, хотя еще как бы отдаленных от нас, так как украинцам пока не понять «денежные» и иные болезни западного мира. Но вот семейные проблемы, чистота отношений, критерии выбора будущих супругов — уже на повестке дня. И это находит отклик в зрительном зале. Значит, есть еще в душах ниточка, связывающая нас с чем-то большим, чем обычный житейский меркантилизм. Актеры тонко играют на этих невидимых струнах, чтобы привести их в действие и чтобы зазвучали они чистой, не фальшивой мелодией. Комедия демонстрирует истинно французский шарм: ироничность по отношению к себе, к ситуации, в которую попадаешь, как в ловушку, к среде обитания и сложившимся там традициям. И при том — блеск мысли, отточенность слова…
Передать все это способен действительно творческий актерский коллектив. В пьесе «живут» три поколения людей — со своими проблемами и своим видением их разрешения. А на сцене жизни героев представляют три актерских поколения, что важно и интересно, так как разные по возрасту, взглядам и профессиональным качествам люди, взаимодействуя, дополняют, обогащают друг друга. Профессионализм старших и опытных учит мастерству, а искренность и оптимизм младших наполняет энергией. Многие актеры, особенно среднего, ведущего звена в театре предстают в этом спектакле в совершенно новом для себя амплуа, показывая иной, не свойственный им ранее творческий диапазон, новую форму воплощения, что, безусловно, расширит их актерскую палитру и возможности. Такой постановочный материал — бесспорный кладезь для театра, дающий ему возможность раскрыться и показать свой недюжинный потенциал.
Пьеса еще только набирает форму, ритм и вживается в свою «роль», чтобы стать незаменимой частью единого целого.
Собственные пьесы Ж.Ануй разделял на черные, красные, скрипучие и искристые. «Приглашение в замок» — из разряда искристых, как французское шампанское. И передача этой искристости — наибольшая сложность. Конечно, проще было бы «озвучить» незамысловатую комедию. Но проще — не всегда лучше. Режиссер А.Бабенко искала и нашла лучшее и приложила немало сил, чтобы это лучшее зазвучало актуальным рефреном и чтобы при кажущейся легкости формы был виден масштабный айсберг.