"Украденное счастье", "Король Лир", "Братья Карамазовы", "Женитьба", "Квітка Будяк", "Стеклянный зверинец" - эти и другие знаковые спектакли франковцев невозможно представить без Ирины Дорошенко, народной артистки Украины. В июле она отмечает юбилей.
Успешный старт для актера вряд ли корректно ассоциировать с гарантированной путевкой в счастливое творческое будущее. Скорее, это тест-зачет на безграничную преданность профессии, который придется сдавать на протяжении всей жизни. После окончания Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого дипломированная актриса Ирина Дорошенко получила приглашение от художественного руководителя Театра
им. Ивана Франко Сергея Смияна.
В этом театре она служит уже почти сорок лет.
"Все эти годы у меня была довольно большая загруженность, иногда было очень тяжело физически, - признается Ирина Дорошенко. - Но силы давала работа, которая для меня всегда была интересной. Актер не может находиться в длительном творческом ожидании - потом он уже боится сцены. Я такие перерывы называю периодами накопления. Много читаю, общаюсь. Сегодня сидеть и ждать, что тебе дадут роль, нецелесообразно - не те времена. Нужно что-то искать, предлагать, убеждать, что именно ты должен сыграть в этом спектакле. Мне кажется, что в нашем театральном институте не учат самостоятельности. Актерство - тяжелая профессия…"
"Васса Железнова", "Патетическая соната", "Санаторийная зона", "Тевье-Тевель", "Король Лир", "Сентиментальный круиз", "Братья Карамазовы" и еще много названий от разных авторов и режиссеров на франковской афише - личная "зачетка" актрисы, солидная и убедительная.
Некоторые спектакли с ее участием стали знаковыми не только для актрисы, но и для истории Театра им. Франко.
Так, именно Ирина Дорошенко была последней исполнительницей роли Анны в "Украденном счастье". Тогда коллеги отмечали чрезвычайно деликатную работу актрисы, которой удалось сохранить ауру легендарной постановки, наполнив ее новым оттенком светлой тоски.
Как вспоминает г-жа Дорошенко, в роли Анны она впервые вышла на сцену в Хабаровске, где театр был на гастролях. Тогда режиссер Сергей Данченко и решил омолодить спектакль, введя Ирину Дорошенко и Владимира Нечипоренко.
Богдан Ступка получил новых партнеров, а молодые актеры - новый вызов и новый опыт. Не слишком щедрый на одобрительные эпитеты Данченко после первых репетиций сказал коротко: "Ну, нормально".
Г-жа Ирина и до сих пор помнит, что после этого скупого вывода они с Владимиром Нечипоренко чувствовали себя именинниками.
Еще одна работа актрисы, которую публика встретила чрезвычайно комплиментарно, - "Маленькие супружеские преступления" по пьесе Эрика-Эммануеля Шмитта в постановке польского режиссера Кшиштофа Занусси. Ее партнером в спектакле был Алексей Богданович. Многолетние коллеги мастерски испытывали на прочность интуицию зрителей, которые часто терялись - что же движет этими страстными супругами: любовь, ненависть, месть, обида?
Актриса давно увлекалась фильмами режиссера, а предложение совместной работы, о которой к тому же узнала на Благовещение, получило прекрасное продолжение: репетиции в доме режиссера под Варшавой, поиск общего знаменателя будущего спектакля и, в конце концов, премьера уникальной психологической дуэли, сразу же заслуженно пополнившей список популярнейших спектаклей театра.
"Когда начинаешь - тяжело, но потом чувствуешь опору под ногами и уже увереннее ищешь свою героиню. В этих поисках решающую роль может сыграть какая-то случайная встреча, сон, воспоминание… Рождение спектакля - коллективная работа. Это таинство, во время которого все может пойти по-другому от какого-то слова или движения", - говорит актриса.
В спектакль "Квітка Будяк", свою первую постановку после назначения на должность художественного руководителя Национального театра им. Ивана Франко, Ирину Дорошенко пригласил Станислав Моисеев. Сюжет "Маклены Грасы" Миколы Кулиша драматург Наталка Ворожбит перенесла в современную Украину, коррумпированную и бедную, далекую от торжества права, здравого смысла, веры в лучше будущее...
В "Квітка Будяк" по разные стороны баррикад две семьи: Дмитрия Макара, генерального директора завода, и Сергея Будяка, технолога, у которого две дочки, одна из которых инвалид, и кредит за квартиру, который нечем погашать... Ирина Дорошенко здесь - мама.
"Таких ролей, как Лена в "Квітка Будяк", я мало играла. У меня почти не было комедий, - говорит актриса. - Хотя очень хотелось. Особенно была бы рада откровенной, театрализованной комедии, такой как "Принцесса Турандот" в Театре Вахтангова. Но и "Квітка Будяк" - это словно комедия. Там есть характерность, колорит. Моя героиня - таких людей в жизни много - наделена манерностью, и сразу можно понять, из какого края эта женщина. И это хотелось передать. Вообще в спектакле "Квітка Будяк" собрано все, что есть вокруг нас. Но душа, материнская любовь, то крыло, которым мама всегда готова прикрыть своего ребенка, чтобы спасти его от беды, - это вещи вечные, вневременные, которые не принадлежат какой-то отдельной культуре, народу или представителям определенного социального круга".
Одним из самых сложных ее "зачетов" последнего времени стал, конечно же, "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса - спектакль Татьяны Аркушенко, который идет на Камерной сцене им. Сергея Данченко. Довольно долго актриса искала материал, не похожий на сыгранное ею ранее. Так в ее творческой биографии появилась еще одна заботливая мамочка, способная ради своих детей на все.
"Через такую драматургию актрисы должны проходить, - убеждена Ирина Дорошенко. - Она не просто чрезвычайно интересная, но и очень глубокая, многослойная. Как автор чувствовал женскую психологию, как умел подать все перипетии сюжета - деликатно, осторожно и вместе с тем очень точно! Моя героиня Аманда - любящая мать. К тому же очень интересная личность. Женщина, как она сама признается, не была готова к трудностям, постигшим ее после того, как от нее ушел муж.
События в пьесе происходят на фоне экономического кризиса. Семья бедствует, едва сводит концы с концами, на последние деньги снимает квартиру. Но все неурядицы Аманда вынесла на своих плечах.
И ежедневно эта женщина пытается привнести нечто светлое в жизнь своих детей, хочет собственным примером показать, что не надо впадать в отчаяние, что все проблемы - временные. Но дети вырастают. И уже не хотят этой чрезмерной материнской опеки, заботы на уровне напоминания, что надо поесть. Они хотят сами решать свои проблемы.
Родители и дети - вечный конфликт. Когда я впервые прочитала эту пьесу, то почувствовала, что хочу поделиться своими впечатлениями со всеми. Понимала, сколько матерей страдают от того, что дети их не понимают. Женщины жизнь кладут на воспитание детей, а детям это безразлично. И материнскую любовь они используют очень эгоистично. Такова жизнь, и ничего с этим не поделаешь…"
Этот спектакль стал бенефисом актрисы, ее Аманда - бесшабашная и беззащитная, трогательная и решительная, любящая и самоотверженная… Что не грозит этой женщине - так это покой. Она "слишком" мама для того, чтобы успокоиться.
…Театр, кино, озвучивание фильмов, сериалы (среди последних - стосерийная лента "Певица") - ее личный "зачет" продолжается. Впереди - новые названия, напротив которых обязательно будут стоять высокие баллы.