В столице Болгарии Софии состоялся многодневный перформанс «От внешнего — к внутреннему». Так назывался мастер-класс руководителей театра-лаборатории «Сфумато» Маргариты Младеновой и Ивана Добчева, устроенный для молодых актеров из восьми европейских стран в рамках Международной программы «25++», основанной Французским центром «AFFA» и Европейским «Сulture-2000». «Результаты опытов», которые ставили «на себе» представители различных стран, оказались несколько неожиданными даже для самих организаторов. Но неожиданность всегда сопутствует их методу так называемого «экстатического театра», в отличие от «эстетического», где все предопределено сценарием.
Прежде всего здесь предлагают рассматривать искусство скорее как некую духовную практику, нежели способ изображения. Такая позиция присуща и тем творцам современного искусства, которые, как святыню, постигают любую область, будь то музыка, живопись либо новейшие компьютерные технологии. Поэтому метод болгарского театра-лаборатории «Сфумато», который выделяется среди коммерческого большинства своей уникальностью, вызывает интерес у деятелей искусства разных направлений, в разных странах мира.
«Современный человек объявил себя богом и начал бесцеремонно обращаться с природой, которая его создала. Среди многих его недугов, мы считаем, самым опасным является амнезия его памяти о том, что он принадлежит к чему-то большему, чем он сам.
Ми ищем путь, на котором театр выйдет из индустрии развлечений и вернется к своему истоку, к изначальному назначению быть духовным ритуалом; актом, в котором человек соизмерим с энигмой бытия и стремится прозреть тайну» — так поясняют свою позицию руководители театра, который долгое время даже не имел помещения.
Теперь, в хорошо оборудованных залах, не только осуществляются постановки, но и проходят интереснейшие культурные события Болгарии и международные встречи. Произведения авангардного искусства, которые тут выставлялись, как магнитом, лепятся к стенам нового помещения и постепенно создают своеобразный дизайн «Сфумато», который в пространстве и времени разворачивает свой незаурядный потенциал.
Нынешний мастер-класс «От внешнего к внутреннему» (From Outsіde to Іnsіde) — это десятидневный перформанс, в котором исследовались глубины человеческой личности в трансформации обстоятельств, которые она выбирает. Участникам, которые имели до того значительный актерский опыт, предлагали забыть свои навыки и по-новому подойти к перформансу, ни в коем случае не «играть», а ставить на себе опыт, стимулирующий открытие в себе иного, до сих пор неведомого.
Начальной («внешней») ситуацией для перевоплощений служили вещи, разнообразная одежда и прочие предметы, собранные на сцене, которые бы помогли возбудить определенный импульс к дальнейшему эзотерическому («внутреннему») путешествию. На последнем этапе таким стимулом к переходу на высшую ступень служили отрывки из текстов, насыщенных многомерной экзистенцией ирландского драматурга Беккета.
«Само переключение от Я, которое познает, к Я, которое открывает Другого, необратимо расширяет объем личности... перемещая взгляд от своего пути к другому, от другого — к универсуму как «праматери» человечества. Смена основного объекта жизни — это акция», — интерпретируют сущность перформанса М.Младенова и И.Добчев.
Несколько неожиданными даже для самих организаторов оказались «результаты опытов», которые ставили «на себе» представители стран, с такими разными менталитетом, происхождением и образованием. Что таят в себе глубины психики? Вопрос, который интересует не только психоаналитиков. В искусстве, особенно экстатическом, большую роль играет талант вживания и сопереживания, бесстрашие исследования, желание знать, а что там дальше и насколько далеко от реальности удается продвинуться. Некоторые участники достигли почти мистического переживания, по напряжению приближенного к античной трагедии (Матильда Лефевр из Бельгии, Диана Добрева и Снижина Петрова из Болгарии, Гитис Иванаускас из Литвы). Другие опыты обнаружили тяготение к базисным человеческим архетипам, связанным с рождением, любовью и смертью (Габриела Крису, Иоана Калота и Мария Обретин из Румынии). Как будто им удалось разбудить дух прапрабабушек звоном антикварного колокольчика, их голосами и жестами они оплакивали умерших, любили и рожали.
Интересными были также опыты по самоидентификации Грегори Робарде из Франции, Веры Воронковой из России, Франческо Италиано из Бельгии, когда на глазах они меняли то пол, то возраст, в зависимости от того, что захватывало воображение: образ мужчины, женщины или животного. Пластичности тренированного тела и языку пантомимы отдали предпочтение в этих опытах Эдита Ужайте из Литвы и Амиран Шаликашвили из Грузии, неотделимые от своей актерской школы.
Некоторые опыты акцентировались на конфликте между условными Я и Другим, являя амбивалентность существования, как бы рассматривая тот момент, когда только возникает представление о втором, но еще не исчезло представление о первом. Высокая степень неустойчивости вообще характерна для момента творчества, и тут театр-лаборатория как бы в микроскоп разглядывает структуру самого вдохновения. Амбивалентные переживания напоминают порой мучительные фобии: страдание от обнаженности тела, водобоязнь
и т.п., которые экспрессивно и шумно проявляли болгарские актеры Иван и Христо Петковы, Диана Добрева и Снижина Петрова и др. Такое некомфортное состояние, безусловно, требовало разрядки, что обычно происходило в следующем опыте.
В начале мастер-класса было заметно, с каким увлечением молодые актеры стремятся ощутить свободу, уход от самих себя. Аморфная, выпущенная, как стрела, энергия напоминала действия сумасшедших, рискующих навсегда пересечь границу реальности. Тем не менее актерам удавалось найти умиротворение, пройдя через катарсис (т.е. очищение духа), как бы слиться с тишиной космоса. Тут интересно, как опыт древнегреческой трагедии может использоваться в contemporary art, где произведения довольно редко достигают такой же полномасштабности, оставаясь на стадии бунта ради бунта, собственно брутальности (хотя и это имеет право на существование).
Следует заметить, что немало участников погружали себя в культурологический, тоже безгранично богатый, слой. Так, француз Жюльен Лакруа, спонтанно двигаясь за каждым предметом, как за живым существом, воплощал растерянность человека в нашем вещевом, потребительском мире, с какой-то трогательной, «чаплиновской», гуманистической интонацией. Прелестная француженка Амели Клемент, которая в жизни иногда работает фотомоделью, превратилась на сцене в сгорбленную старушку. Бывшая ветреница бредит воспоминаниями о мужчинах, которые ее покинули, проектируя свое одиночество на песика, который в конце концов оказывается всего лишь истоптанным башмаком на шнурке. Российский актер Константин Чепурин, не без помощи известного МХАТовского психологизма, переживал мгновения из жизни провинциального чудака, который в косности быта пытался сделать необычайные открытия, попробовав нечто на вкус или на ощупь, прислушиваясь к непонятным голосам. «Маленький человек» — персонаж неустаревающей темы мировой классики, которая корнями уходит к Гоголю и Лескову.
Десять дней перформансов в болгарском театре «Сфумато» показали широкий спектр возможностей путешествовать не только «От внешнего к внутреннему», но и, наоборот, с разной степенью пластичности и постижения глубины бытия и искусства.