За чем пойдем в Интернет?

Поделиться
Несмотря на кризисы электронной коммерции, нашествие зловредных вирусов и вездесущих спамеров, Интернет постепенно входит в быт все большего количества людей, в частности и в Украине...

Несмотря на кризисы электронной коммерции, нашествие зловредных вирусов и вездесущих спамеров, Интернет постепенно входит в быт все большего количества людей, в частности и в Украине. И даже если около четырех миллионов активных пользователей, задекларированных государственными структурами, являются показателем скорее желательным, нежели соответствующим действительности, о преодолении барьера в три миллиона можно говорить с известной долей уверенности. Изначально, непосредственно после «конверсии» из американского военного проекта, Всемирная паутина была инструментом высокой науки, а немного погодя стала еще и развлечением для технически продвинутых студентов. Сегодня Интернет становится коммуникационной средой для максимально широких социальных слоев — во всяком случае, слои эти явно готовы платить за подобное развлечение.

Но «коммуникационная среда» — понятие довольно расплывчатое. Кто-то под этим понимает почту, кто-то — электронную библиотеку, а кто-то и сайт с сомнительными картинками. Мой знакомый приобрел модем и ходит в Сеть исключительно с целью пообщаться в форумах аквариумистов. Тоже коммуникация, в конце концов.

Выяснить мотивы и маршруты наших соотечественников в Интернете можно двумя способами. Самым простым и достоверным было бы провести какое-то развернутое социологическое исследование с интервьюированием порядка 10—15 тысяч активных пользователей, и на основе этого сделать точные и корректные выводы. К величайшему сожалению, подобные исследования являются развлечением недешевым, да и момент ныне несоответствующий: все социологи заняты определением президентских рейтингов. Посему остается иной способ — посмотреть на посещаемость крупнейших украинских сайтов, сгруппированных в рейтинговых системах по тематике. Благо действительно крупных рейтинговых систем в Украине не так уж и много.

Конечно, подобный способ не лишен недостатков — некоторые сайты не регистрируются в рейтингах. Но, как правило, слишком крупных среди незарегистрированных мало, кроме, быть может, файловых архивов с не очень легальным программным обеспечением. Хотя и подобные архивы у нас тоже не очень развиты и популярны — скоростное соединение с Интернетом мало у кого встречается. Зато в большинстве случаев компакт-диск со всем нужным можно купить и на улице. 8—12 гривен — и никаких проблем.

Итак, если верить крупнейшим украинским рейтинговым порталам, чаще всего украинцы ходят на новостийные сайты. И виновата тут не оранжевая революция — подобное положение вещей продолжается уже несколько лет. Хотя, конечно, именно акции протеста и третий этап президентской гонки привели к тому, что посещаемость новостийных сайтов сейчас только немного меньше всех остальных вместе взятых. Особенно странной выглядит эта популярность, если учесть тот факт, что значительная часть новостийных ресурсов собственный продукт как таковой не производит, пользуясь продукцией двух-трех информационных агентств и перепечатывая материалы у тех, кто все-таки имеет хотя бы несколько репортеров и авторов, пишущих оригинальные (в смысле «не скомпилированные из других источников») статьи (как правило, это обычные печатные СМИ, обладающие еще и более-менее раскрученными сайтами). Неизвестно, в чем тут дело — то ли в высокой оперативности и качестве новостийных интернет-ресурсов, то ли в каких-то проблемах с остальными СМИ, — ведь читают новости именно в Интернете, причем некоторые социологические исследования показывают высшую степень доверия именно к онлайновым СМИ.

На втором месте — почтовые службы. Часть из них гордо именуют себя «порталами», хотя скромная лента «импортируемых» новостей и прогноз погоды где-нибудь в левом нижнем уголке едва ли дают на это право. Еще часть прячется под вывеской «сайты провайдеров», но понятно, что на сайт провайдера, кроме как за почтой, заходят максимум один-два раза в месяц для проверки баланса. У некоторых провайдеров с хорошей бесплатной почтой, количество ею пользующихся значительно больше, чем количество клиентов. К этому следует добавить немалое количество соотечественников, предпочитающих бесплатные почтовые службы, физически расположенные за океаном или за куда более близкой сухопутной границей.

На третьем месте находятся так называемые тематические сайты. Собственно говоря, темы в них могут быть различными — компьютеры, автомобили, искусство фотографии, все те же аквариумные рыбки в конце концов. Объединяет их только одно — люди приходят на эти сайты, чтобы получить или поделиться какой-либо специализированной информацией или за более-менее квалифицированным (это уж как повезет) советом в том или ином деле.

Лишь чуть меньше пользователей посещают категорию сайтов, которые можно определить словом «развлечения». Здесь попадаются сайты с анекдотами, фотоприколами, гороскопами, тостами, загадками, крохотными онлайновыми игрушками и черт знает чем еще. Все они созданы с одной целью — помочь убить излишек свободного времени, где бы он ни возникал — дома в выходной день или непосредственно на рабочем месте. Часть сайтов из этой категории склонны к определенной «пульсации» — после появления какой-то действительно интересной «фишки» туда устремляются десятки тысяч пользователей, а когда интерес к ней исчезает, гордо реявший в первых строках рейтинга сайт продолжает обычное прозябание, и его посещает скромная аудитория из нескольких десятков энтузиастов.

Непосредственно за развлекательными сайтами и порталами идут... несколько другие развлечения. Да-да, это как раз то, о чем вы подумали. Любители «клубнички» в Интернете, как известно, отнюдь не обделены информацией. И именно в случае «развлечений для взрослых» метод использования официальных рейтингов является изначально наименее точным. Без сомнения, существует большой массив весьма популярных сайтов, чье содержимое даже ультралиберальные регистраторы в рейтинговых системах не могут обозначить как «эротика» — а все то, что является явной порнографией, размещать в рейтингах и каталогах строгим нашим законодательством запрещено.

Несколько реже, но тоже довольно часто посещают украинцы различные форумы и чаты. Тут, наряду с признанными «лидерами жанра», ограничивающимися исключительно предоставлением соответствующих услуг пользователям, нужно учитывать еще и маленькие форумики и чатики при различных тематических и специализированных сайтах, а также форумы при новостийных и аналитических сетевых изданиях — хотя точно подсчитать количество подобных пользователей невозможно.

На следующем месте расположились электронные магазины. Среди сайтов для виртуальной торговли нет таких суперпроектов с десятками (а порой и сотнями) тысяч посетителей, как, например, среди новостийных или почтовых ресурсов. В приличном интернет-магазине за день обычно бывает несколько тысяч посетителей. Но дело в том, что даже на сегодняшний день количество таких магазинов исчисляется десятками, и их круг стремительно расширяется.

Скупившись в электронном магазине, немалая часть наших соотечественников не упускает возможности посмотреть прогноз погоды на соответствующих сайтах. Особую популярность такое занятие приобретает летом, когда все ищут долгосрочные прогнозы на время запланированного отпуска. Тем не менее продолжительные наблюдения убедили автора, мягко говоря, в невысокой достоверности таких предсказаний. Похоже, метеорология пока что не стала точной наукой, и никакой Интернет тут не поможет.

Автор сознательно упустил из виду такой тип сайтов, как поисковые машины. Во-первых, свою детализированную статистику они не слишком широко публикуют, то есть сказать, сколько пользователей из Украины посетили Google или Yandex, по крайней мере, постороннему наблюдателю, невозможно. А во-вторых, поисковики нельзя назвать «местом, куда ходят», — они не более чем путеводитель к нужной информации. Хотя, безусловно, посещают их, возможно, даже чаще новостийных ресурсов. Даже сравнительно молодые украинские поисковики, у которых и с технологической, и с рекламной стороны все еще далеко впереди, уже обладают вполне приличной аудиторией, насчитывающей десятки тысяч посетителей в день.

Конечно, подобное соотношение популярности различных категорий сайтов не является постоянным. Летом, когда новостей мало, а их любители греются на теплых побережьях, или перед Новым годом и Рождеством, когда все дружно идут покупать подарки, отдельные категории сайтов получают мощный поток посетителей — часто за счет других категорий. Тем не менее общая расстановка сил остается схожей уже два-три года, что для весьма динамичного информационного интернет-рынка является почти геологической эпохой.

Примечательно, что разговоры о схожей «структуре потребления» пользователей Интернета в России и Украине имеют под собою реальную основу. Российские рейтинговые порталы показывают весьма подобные приоритеты потребителей. Вот только интерес к погоде там значительно выше. Впрочем, ничего удивительного — страна большая и холодная. Правда, в России отдельные новостийные сайты, как правило, обладают несколько меньшим количеством посетителей по сравнению с «флагманскими» почтовыми проектами; несмотря на то что массовых новостийных сайтов больше, чем почтовиков. Почему именно так — сказать трудно, ведь делать регулярно обновляемый качественный информационный ресурс, по крайней мере, с точки зрения неспециалиста, сложнее, нежели запустить почтовую систему. В конце концов остается надеяться, что это будет способствовать хоть какому-то плюрализму мнений.

Выяснив пристрастия украинских пользователей, сложно удержаться от каких-либо обобщений. Список «предпочтений» — новости, прогноз погоды (все в сопровождении навязчивой рекламы, только в Интернете, где, в отличие от телевизора, за нее приходится платить не только временем, но и объемом прокачанной информации), время от времени разговоры в интернет-пейджере, иногда прогулка по виртуальным магазинам — до боли напоминает обычный вечер обычного человека в большом городе.

Безусловно, имеются сегменты интернет-жизни, либо не имеющие аналогов в «реале», либо слишком сильно отличающиеся от своих реалистических предков. Например, форумы — это специфический вид коллективного времяпрепровождения людей, объединенных каким-то общим интересом. Они чем-то очень напоминают заседания «кружков по интересам» не столь уж далекого прошлого, которые, к сожалению, в светлом настоящем не прижились. Вот только удобство пользования форумами намного выше. Для многих «жителей» форумов еще одним важным преимуществом является возможность «самосовершенствоваться» и обсуждать любимые проблемы, не оставляя рабочее место в рабочее же время. Точно таким преимуществом перед обычными библиотеками обладают их электронные соответствия. Хотя есть, конечно, и экстремально небогатые студенты, для которых эти библиотеки — единственное средство «прикоснуться к прекрасному». Впрочем, подобные, относительно «нестандартные», интернет-развлечения так и остаются прерогативой технически продвинутой молодежи и энтузиастов, которые, оставив молодой возраст, не пожелали расставаться с привычками.

Сегодня можно уверенно констатировать, что Интернет становится будничной информационной средой, куда люди ходят как за информацией (новости, библиотеки), так и за общением (почта, чаты) или развлечениями (тут выбор почти безграничен). Поэтому ни пессимистические заявления о «рассаднике разврата, нацизма и компьютерного пиратства», ни значительно более редкие ура-оптимистические реляции о «сокровищнице знаний» не имеют под собой почвы. И дело тут не в том, чем является или должен стать Интернет, а в нас с вами и в сотнях миллионов других пользователей Сети. Все зависит от того, какой именно информации или возможности люди ожидают от Интернета. И для того, чтобы в Интернете плодилось преимущественно «разумное, доброе и вечное», сначала разумными и добрыми нужно стать его пользователям. А миллионы километров проводов и тысячи тонн серверов — не более чем инструмент, пусть фантастической и невиданной доселе мощности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме