Юрий Башмет посетил Украину, которую, как сообщил он журналистам на пресс-конференции, считает своей родиной. В Киев он прибыл в сопровождении всей своей семьи, потому что время, которое он подарил нам, изначально отводилось на отдых и на общение с родными. На пресс-конференции, предшествовавшей концерту, маэстро выглядел очень усталым. Это же чувство возникло, когда он вышел на сцену Национальной оперы в первый вечер своих гастролей в Киеве. Но в первой же части Концерта для альта с оркестром соль-мажор Ф.Телемана маэстро перестал быть утомленным человеком с альтом в руках и превратился в живую музыку.
Репертуар гастрольных концертов, как сказал сам Юрий Башмет, экспериментальный. На первом концерте прозвучала музыка немецких композиторов, представляющих разные стили - Ф.Телеман, А.Шенберг, И.Брамс. Телеман и Шенберг прозвучали в первом отделении. Может показаться неожиданным подобное соединение композиторов ХVIII и ХХ ст., но никакой натянутости в этом не было. В исполнении Башмета и «Солистов Москвы» Телеман прозвучал не столь «галантно» - маэстро не разделяет позиций аутентизма в том, что музыка должна звучать так, как это представлял себе композитор. «У нас совсем другое время, инструменты, возможности. Если бы Бах жил в наше время, он был бы в восторге от всего того, что мы имеем. И, я думаю, он сам бы слышал собственные произведения немного иначе», - говорит Юрий Башмет. Поэтому по характеру звукоизвлечения, манере исполнения Концерт Телемана стал близок «Просветленной ночи» Шенберга, не потеряв при этом стилистических признаков эпохи. В произведении Шенберга Башмет выступил в роли дирижера. Об этой его ипостаси много спорят, считая ее в общем «чудачеством». Но одно бесспорно - в последнее время камерный оркестр «Солисты Москвы» стал звучать гораздо лучше - а это, несомненно, заслуга дирижера и художественного руководителя. Встреча же с Шенбергом была тем приятнее для киевского слушателя, что этого композитора услышать в концертных залах Украины очень сложно - его редко исполняют, как и вообще современную академическую музыку.
Во втором отделении прозвучал Квинтет си-минор в переложении для альта и камерного оркестра. Переложение было сделано самим Юрием Башметом и прозвучало оно очень органично. Огромный и вполне заслуженный успех имело в тот вечер еще одно переложение для камерного оркестра - сыгранная на «бис» Мимолетность №4 С.Прокофьева.
К сожалению, организация, как это часто бывает, не соответствовала классу исполнителя и удовольствию от встречи с ним. Начало концерта задержалось почти на полчаса в связи с «затруднениями на входе в театр». И прохожие, и желающие проникнуть вовнутрь припоминали времена, когда так штурмовали гастролеров безбилетники. Согласитесь, люди, на сей раз заплатившие немалые деньги за вход, имели право рассчитывать на соответствующую цене билета организацию. А зал, к сожалению, был заполнен на две трети.
Чего нельзя сказать о втором дне киевских гастролей маэстро в Колонном зале им. Н.Лысенко. Зал заполнился до отказа. Но этот концерт был менее удачным, чем предыдущий. Отреставрированный не так давно зал действительно стал глуше. Это не очень заметно, когда он полупуст, но на этом концерте временами в некоторых частях зала звук струнных просто пропадал, оставляя слушателя один на один с аккомпанирующим клавесином. Первым прозвучал Бранденбургский концерт №6 И.-С.Баха в переложении для двух альтов с сопровождением виолончельной группы, контрабаса и клавесина. Не знаю, насколько вообще в жанре кончерто-гроссо (большой концерт) правдоподобно такое переложение, поскольку нарушается баланс внутри оркестра, а значит, и самого произведения, что очень важно для этого жанра. Возможно, этот эксперимент был не весьма удачен, а может, это причуды акустики помешали адекватно воспринять переложение или нервозность зала, по которому на протяжении всего произведения перемещалась публика в поисках удобного местечка - первое произведение этого концерта не вызвало восторга.
Равно как и следующее - Концерт №1 для фортепиано с оркестром, в котором солировала дочь Юрия Башмета Ксения. Все звучало неплохо только в те моменты, когда руководство исполнением брал на себя дирижер, казалось, что сама солистка не чувствует произведения, стиля, эпохи - она играла Баха в манере, свойственной исполнению романтиков. Возможно, Ксении Башмет просто еще «не по росту» этот действительно один из самых сложных для исполнения композитор.
Разочарованных после первого действия было много, но ушли немногие. И оставшиеся были вознаграждены. Во втором отделении прозвучали произведения двух замечательных композиторов ХХ века, которых нечасто услышишь, - «Лакриме» Б.Бриттена и Дивертисмент для струнного оркестра Б.Бартока. В первом маэстро выступал как солист, во втором - как дирижер. Это был блестящий финальный аккорд в киевских гастролях Ю.Башмета и оркестра «Солисты Москвы». Даже непривычные к такой музыке слушатели были настолько заворожены, что временами забывали между частями произведений похлопать в ладоши (или, может, «окультуривались» на глазах?).
Вообще же публика, собравшаяся в тот вечер в филармонии, произвела тягостное впечатление. И не только на автора. После исполнения первого произведения конферансье от имени маэстро попросила «почтеннейшую публику» не ходить во время исполнения ни по залу, ни по сцене. Нет, сама публика по сцене не бегала, но зато там с грохотом и скрипом ездила туда-сюда огромная телекамера. Добавьте к этому шум, постоянно доносившийся откуда-то с лестницы, ругающихся с билетершами «стоячих» слушателей, аплодисменты в каждой паузе, и вы, я думаю, не упрекнете маэстро в капризности.
Итак, «культурологическая акция» удалась? Если закрыть глаза на уже указанные нами недостатки организации, странное декорирование сцены оперного театра, скучные и неоправданно длинные тексты ведущих т. е. все, что касается именно «акции», а оставить только музыку великого альтиста, восторг не очень воспитанной, но очень благодарной публики, овации и цветы, то надо признать - акция себя оправдала. К счастью, встречу с прекрасной музыкой в прекрасном же исполнении испортить организацией трудно. Ведь это просто неопределенное шуршание, суета вокруг вечного - альта в руках Музыканта.