Запад есть Запад. Он всегда любил показать гонор перед Востоком. Вот и на совещании директоров театров Западного региона страны, состоявшемся недавно в Черновцах (кстати, впервые), тема «мы — они» стала второй по значимости. Ведущей, разумеется, была проблема финансов. Точнее, их хроническая нехватка.
В Черновицком областном музыкально-драматическом театре им. О.Кобылянской есть так называемая комната цесаря Франца Иосифа. По легенде, которую черновчане свято берегут, австрийский монарх отдыхал во время антрактов на ее бархатных диванах. Только ему позволялось здесь курить. А вот пить вроде бы можно всем. Именно в эту комнату гостеприимные хозяева пригласили участников на легкий фуршет перед началом совещания. Поднимая бокал за встречу и приглашая коллег к дружескому разговору, народный артист Украины, председатель межобластного отделения Национального союза театральных деятелей и художественный руководитель Львовского национального театра им. М.Заньковецкой Федор Стригун вспомнил слова незабвенного Ивана Миколайчука, всегда произносимые им по такому поводу: «Горілка, може, нам поможе!»
Действительно, понять на трезвую голову, почему периферийные театры оказались в бездне нищеты, довольно трудно. Неимоверные и тотальные налоги, великое множество разнообразных сборов, отчислений, которыми государство обложило театральные коллективы, приравняв их к промышленникам и предпринимателям, поглощают почти все средства, которые удается заработать. (В Ривном местные чиновники даже заставляют платить земельный налог, подсчитав, что если бы на месте театра посеять горох, а потом его продать, можно выручить кучу денег: ежемесячно имели бы по две тысячи гривен. Так что пусть театр, дескать, их и возмещает.) На постановочные затраты остаются крохи. О каких-либо доходах говорить вообще излишне. Рассчитывать приходится только на себя, поскольку театры давно уже забыли, что такое госзаказ на спектакль (была прежде такая форма отношений власти с культурой) и централизованные ассигнования из министерских фондов, позволявшие прежде более или менее свободно дышать и творить. Светлые надежды на спонсоров из когорты новых украинцев (как, впрочем, и старой диаспоры) давно исчезли без следа, словно призрак отца Гамлета.
На все это директора театров жаловались друг другу, а заодно и представителю Министерства культуры, председателю его репертуарно-редакционной коллегии господину Василию Неволову с надеждой, что он перескажет услышанное высшему начальству, а оно, в свою очередь, проникнувшись бедами служителей провинциальной Мельпомены, сделает все возможное для их если не процветания, то по крайней мере приличной жизни. Господин Неволов заверил директоров, что министерство все эти беды знает и даже пытается их устранить с помощью солидного пакета законов и нормативных актов о культуре вообще и театре в частности. Некоторые законы пока еще вызревают в чиновничьих головах, остальные уже готовятся к первому чтению. Есть и такие, которые в скором времени вступят в силу и, в частности, немного увеличат убогую актерскую зарплату (от чего она, впрочем, все равно не превысит даже прожиточный минимум). А также приведут наконец в порядок гастрольную деятельность в стране, поставив в равные финансовые условия гастролеров, так сказать, всех форм собственности. Даже тех, кто сегодня неплохо себя чувствует благодаря фиксированному налогу, который планируется ликвидировать.
Пока писаные и неписаные законы начнут действовать (еще неизвестно, будет ли от них много толка), директора решили не дожидаться манны небесной, а сами определить реальные источники наполнения театральных касс. Наиболее эффективный из них — те же гастроли. Но, как свидетельствует неутешительный опыт, здесь есть свои подводные рифы, о которые вдребезги разбиваются самые благородные стремления. Например, вместо того чтобы всячески содействовать обмену культурным достоянием и дать возможность зрителю просмотреть новые спектакли (а сегодня репертуарные афиши в подавляющем большинстве городов не отличаются разнообразием ни по жанрам, ни по мастерству), администрации отдельных театров заламывают своим коллегам по цеху непомерную арендную плату да еще и требуют деньги вперед. Так, дирекции Дрогобычского театра, недавно возвратившегося с гастролей по городам Центральной и Восточной Украины, пришлось одалживать несколько тысяч, дабы уплатить за зал, а фактически — за право выступить на винницкой сцене. Но это еще ничто по сравнению с тем, что выслушивали заньковчане в Полтаве и Запорожье, где им в глаза заявляли, что здесь их националистические спектакли не нужны.
«Этот Восток — какое-то тихое болото, — сокрушались западные директора. — Сам никуда не ездит и других к себе не пускает. Лучше будем обмениваться спектаклями между собой, оплачивая друг другу не аренду, а определенный процент от кассового сбора». Бесспорно, это выгодно всем, прежде всего — зрителю. Ведь чтобы получить от гастролей не только творческое удовлетворение, но и «живые» деньги, театры будут заботиться о качестве привезенных спектаклей.
Тем не менее, если посмотреть на ситуацию трезво, без истерического плача по прежнему щедрому государственному финансированию (за которое приходилось расплачиваться «датскими» спектаклями и инсценировками бестселлеров партийных вождей), именно недостаток хороших постановок, способных привлечь зрителя и заставить его стать в очередь к кассе, и является чуть ли не основной причиной сегодняшних финансовых затруднений провинциальных театров. И сколько бы ни роптали их художественные руководители и главные режиссеры на равнодушие властей к театральным проблемам (в отличие от футбольных) и на низкие, по их мнению, эстетические вкусы общества, не способного постичь и надлежащим образом оценить высокие замыслы творческой личности, правду не утаишь: гастроли сильных сценических коллективов всегда собирают аншлаг. Поэтому директора театров (которые являются, по сути, менеджерами, ведь их цель— продать спектакль) прекрасно осознают, хотя и очень осторожно высказывают эту мысль вслух: театрам мешают не так чиновники и налоги (от них, в конце концов, не избавиться и их не избежать), как бездарные и амбициознные режиссеры со своими «серенькими» постановками, которые никто не хочет покупать.
Наверное, неслучайно Федор Стригун (чье председательство на совещании директоров несколько удивляло) несколько раз в течение разговора попутно спрашивал: а так ли это важно — взять кассу любой ценой? Для многих театральных деятелей, особенно старшего поколения (а именно его представители заправляют сегодня театральными делами в стране), «кассовый» спектакль является синонимом ширпотреба. В советские времена с их печально известным госзаказом (по которому и по сей день, оказывается, льются горькие слезы) так оно и было. Но времена изменились. Сегодня чуть ли не единственным заказчиком является зритель, которого на мякине не проведешь и в колонну на коллективный просмотр не загонишь. Цена театральной кассы постепенно становится тем, чем и должна быть, — мерилом художественной ценности представления. Неопровержимую истину, что только богатый талантами театр может быть богатым финансово, доказывает, например, своей деятельностью директор Тернопольского музыкально-драматического театра им. Шевченко Михаил Форгель, которого считают одним из самых успешных директоров, по крайней мере, в западных областях. Секрет успеха прост — господину Форгелю есть что предложить зрителю.
Первое совещание директоров театров Западного региона закончилось тем, чем и началось — традиционным фуршетом, закрепившим все высказанные на нем дельные мнения и надежды на то, что именно директора, возможно, и помогут театрам избавиться наконец и от материальной нищеты, и от творческих кризисов.