30 лет назад, в начале мая, возвращаясь из Таллинна, в авиакатастрофе под Золочевом, что близ Львова, погиб уникальный украинский художник-график, непревзойденный мастер техники офорта Александр Аксинин. Его имя - в пантеоне "загадочных художников", уникальных творцов, в жизни и искусстве которых переплетаются фатум и необычайное вдохновение.
Аксинина часто называют "львовским Дюрером", "Пиранези ХХ века". Такие высокие параллели лишний раз делают более выразительной безупречность его художественных поисков. А учитывая то, что художник погиб, когда ему было всего лишь 35 лет, загадка этого мастера действительно волнует и многих исследователей, и просто истинных почитателей искусства.
Он родился в семье военного картографа Дмитрия Аксинина. Его бабушка была репрессирована: после 10 лет пребывания на каторге переехала во Львов к дочери. И именно Александра Михайловна, бабушка, удивительно повлияла на формирование художественного мировоззрения будущего "львовского Дюрера".
В 70-х ХХ в. он работал художником-дизайнером в проектно-конструкторском бюро. В 1977-м оставил работу, избрав для себя во время брежневской стагнации позицию свободного художника. Круг его единомышленников - Илья Кабаков, Дмитрий Пригов, Виктор Кривулин, Тынис Винт. Его привлекал андеграунд. В 1979-м Аксинин получил почетную медаль на международной биеннале "Малые формы графики" в Лодзи. А в 1981-м экслибрис, выполненный для бенедиктинского монастыря в Польше, был признан лучшим…
Исследователи говорят, что необыкновенное влияние на его художественную личность имело творчество Достоевского, Кафки, Свифта, Борхеса. А среди вдохновлявших его художников - Брейгель, Дюрер, Босх.
Творческий задел Аксинина (а это всего 500 работ, почти 350 офортов, включая акварели и рисунки) - предмет восхищения искусствоведов и коллекционеров. К сожалению, широкой общественности художник не очень известен. Впрочем, профессионалы считают Аксинина одним из самых интересных и менее исследованных украинских графиков ХХ в.
Об Александре Аксинине и его художественном мире ZN.UA рассказал художник Богдан Пилипушко.
- Каждая графическая работа Аксинина - это не только образец визуального искусства, но и философская загадка, метафора в плоскости метафизического, - считает Богдан. - Ведь Аксинин выразил себя не только как художник-график, но и как оригинальный мыслитель, воплощавший свое видение мира и в художественном акте, и в дневниковых размышлениях.
- Известно, что Александр Аксинин не только интенсивно работал в графике, но и вел дневник. Чем это было для него?
-Можно лишь предполагать. Лично я провожу параллель между рефлексией на бумаге и самовыражением на офортной пластине. Наверное, дневник мог служить своеобразной площадкой, где он делал первые наброски и излагал мысли о будущей работе. В других случаях дневниковые записи Аксинина становятся полноценными философскими работами или критическими заметками об обработанной литературе. В сферу интересов Аксинина попадала вся доступная на то время культурная информация - какая-то часть поступала из-за рубежа, что-то он перепечатывал или копировал из дореволюционных изданий, что-то выходило официальной печатью. Аксинин находил вдохновение в произведениях Платона, философских трудах Ницше. С одинаковым энтузиазмом обрабатывал и научные труды по семиотике и знаковым системам Хомского, и художественные тексты Свифта, Борхеса, Гессе. Такой литературой в те времена постоянно обменивались. Друзья делились впечатлениями, обсуждали дефицитный культурный материал.
- Кстати, каким был круг знакомств Аксинина?
-В художественном Львове 1980-х действовали "кружки" по интересам. Александр Аксинин входил в один из них. Среди его друзей были художники, музыканты, писатели, психологи: Валерий Демьянишин, Генриетта Левицкая, Владимир Онусайтис, Иван Остафийчук, Богдан Пикулицкий, Владимир Пинигин, Надежда Пономаренко, Юрий Чарышников и многие другие. Жена Аксинина Энгелина Буряковская (львовская пианистка, писательница и художница) поддерживала связи с художественными кругами Москвы и ближнего зарубежья. Именно благодаря ей художник подружился с некоторыми знаковыми фигурами - Тынисом Винтом, Велло Винном, Стасисом Эйдригявичюсом, Виктором Кривулиным, Ильей Кабаковым и др.
- Несмотря на ореол отшельника, у Александра Аксинина был большой круг друзей. Каким он был человеком?
-По типу темперамента, думаю, интровертом. Это характерно для художника, особенно если он обречен реализовывать себя в условиях внутренней эмиграции в тоталитарном государстве. Трудясь над магистерской работой, посвященной творчеству Аксинина, я задавал подобный вопрос львовскому ученому Олегу Кошевому, поскольку знал об их знакомстве. По его словам, Аксинин был человеком со своими недостатками, увлечениями и страхами. Как и каждый, совершал ошибки. Его нельзя назвать замкнутым, скорее, - сосредоточенным на внутреннем мире. Аксинин был человеком в полном смысле этого слова.
Разумеется, моему поколению трудно представить ситуацию, когда художник не может выставлять свои работы из-за несоответствия нормам и канонам официального искусства. Но я смотрю на его принципиальную позицию с большим уважением. В течение более 10 лет Аксинин работал над тем, во что верил, хотя эта работа не могла полностью обеспечить ему безбедное существование. А если вспомнить суд над Бродским, можно понять, как государство и соответствующие его органы относились к представителям неофициального искусства. Неудивительно, что им интересовалась "контора", а о выставках в Украине, в частности во Львове, не могло быть и речи.
Большинство из его произведений до сих пор хранится в частных коллекциях. Часть - в картинной галерее и в фонде Аксинина в библиотеке Стефаника. Работы принадлежат к различным периодам творчества художника, что можно отследить благодаря их композиционному, тональному и сюжетному решению.
- Что обусловило периодизацию творчества Аксинина? Расскажите о его "восточном" периоде в графике.
-Если провести параллель с короткой автобиографией мастера, можно заметить, что есть даты, которые Аксинин выделял. Они касаются переломных моментов в личной в интеллектуальной жизни художника, отображают эволюцию его взглядов. Начиная с 1981 г., Аксинин все больше увлекался восточной философией, в графике сдержанно и лаконично пользовался средствами художественной выразительности. Он и до этого практически все работы выполнял с помощью линии и точки. Однако на смену полной структуризации содержания работы, ее плотному заполнению пришла лаконичная центральная композиция. Массивное черное пространство стало неотъемлемой чертой его работ. Одинокие фигуры в пустынном пространстве оставляют больше загадок, чем дают ответов. В отличие от визуальной нагрузки, трансцендентальный объем его работ только увеличился. Я бы сравнил их звучание с тибетскими колоколами.
Подача метафорического изображения, которое может толковаться как откровение, сон или притча, дает возможность видеть все от первого лица. Это способствует проектированию переживаний художника на сознание зрителя. Зритель становится соавтором произведения, поскольку образ раскрывается в его сознании и воображении уже иначе, чем в воображении художника.
- Для современников и друзей Аксинина жизнь рядом с ним была целой эпохой. А чем является его имя для современной молодежи?
-Нонконформизм Аксинина в свое время послужил причиной того, что его имя вычеркнули из истории советского искусства, а теперь его фактически игнорирует и история украинского. Сегодня его часто называют "львовским Дюрером", но при жизни у Александра Аксинина было всего две персональные выставки. И проходили они не в его родном городе. Я не вижу особой надобности в том, чтобы искусство Аксинина стало предметом интереса широких масс, и существует ряд объективных причин, почему этого не произойдет. Однако, думаю, он заслуживает большего внимания со стороны современных украинских искусствоведов, со стороны учреждения, в котором получил художественное образование. А молодые графики могут поучиться у него художественному мастерству, принципиальности и настойчивости.