Кто не любит путешествовать? Интересно посмотреть, как живут люди в других городах и как эти города выглядят. Я бы, например, хотела подробнее узнать о художественной жизни. А если не получается никуда поехать, то хотя бы прочесть, представить и мысленно пройти по улицам незнакомого города...
Художественные места Запорожья при желании можно обойти за полдня: их не слишком много для такого большого города. Культурные традиции в индустриальном Запорожье приживаются с трудом.
Самая посещаемая точка — площадь «уличных художников», такая есть в каждом крупном городе. Запорожская — расположена на ул. Сталеваров возле фонтана (говорят, что он в форме звезды, но это видно только с высоты птичьего полета). Площадь в народе так и называется — «Фонтан», а еще художники зовут ее «панелью». Понять их можно: не всегда хочется сюда идти, а надо; да и несешь не то, что нравится, а то, что покупают, — в основном «открыточного» вида пейзажи Хортицы и других мест родной природы. Об общем уровне работ лучше не упоминать, хотя, справедливости ради, надо сказать, что встречаются и хорошие работы. Это нормальная ситуация, уличные выставки и не предназначены для демонстрации художественных достижений, для показа произведений высокого искусства — за ними в музей надо идти или в галерею. А «Фонтан» — это место общения художников и зрителей, где можно недорого купить какой-нибудь сувенир, ароматические масла или картину (главное, как и на рынке, суметь выбрать хорошую вещь), и, наверное, без него центр Запорожья выглядел бы скучнее.
Недалеко от «Фонтана», за магазином «Запорожец», по ул. 40 лет Советской Украины — Запорожский областной художественный музей. В 2001 г. ему исполняется 30 лет. За это время состоялось 266 выставок и собрано почти 12 тысяч произведений искусства стран СНГ (в основном русского и украинского) в диапазоне от конца XIX века до наших дней. В коллекции имеются работы И.Шишкина, С.Святославского, Л.Лагорио, П.Кончаловского, Р.Фалька, А.Лентулова, Н.Удальцовой, М.Аксельрода, А.Осьмеркина, З.Серебряковой, Ю.Пименова, М.Примаченко, Т.Яблонской и др. На всю страну о запорожском музее говорили, пожалуй, раза два: в 1976 г., когда проходила выставка «Сокровища курганов Запорожья», и в 1995 г., когда неизвестный вернул украденные несколько лет назад картины И. Айвазовского, А.Маковского и К.Костанди. Сейчас здание для музея уже тесновато и требует срочного капитального ремонта, поэтому выставки проходят не часто.
Запорожская организация Национального Союза художников Украины (сокращенно — СХ) недавно обзавелась собственным сайтом в Интернете по адресу www.gallery.zp.ua. А вот художественные выставки СХ, за редким исключением, до скуки похожи одна на другую. Открытия экспозиций почему-то почти не афишируются; если встречаются на выставках «свежие» интересные работы, то они теряются в основной массе традиционных. И ведь не скажешь, что в Запорожье и в запорожском СХ нет хороших художников. Есть! А с выставками проблемы... Судя по выставкам СХ в других городах СНГ, кажется, что некоторая консервативность — общая проблема данной организации. Хотелось бы видеть в Выставочном зале СХ больше оригинальных идей.
Запорожских художников я бы условно разделила на непрофессионалов-любителей (самодеятельных), на тех, кто занимается традиционным искусством, и на тех, кто занимается современным искусством. Актуальное искусство в контексте культурной жизни Запорожья отсутствует. Есть и свои знаменитости — их имена знают даже те запорожцы, которые никогда не видели их работ, — это Наталья Коробова и Леонид Томилин. Наталья Коробова была «раскручена» еще в советские времена: ее «Автопортрет с яблоком» (1971) опубликовали журналы «Юность» и «Советский Союз», об этом многие помнят до сих пор. Картина художницы «Полдень» вошла в книгу Юрия Манийчука «Реализм и соцреализм в украинском искусстве в советскую эпоху» («LK Maker», Киев, 1998). Ее работы легки для восприятия, Коробова работает в направлении неореализма, в широко используемой стилистике она старается найти собственную интонацию. Леонид Томилин стал известным уже после перестройки. Один из секретов его успеха — частые персональные выставки. Его черно-белая графика почти живописна: огромные массивы с разной насыщенностью тонов выполнены «с размахом», очень широкими карандашными линиями, похожими на мазки кисти. Как и Коробова, Томилин работает на разную зрительскую аудиторию. Но если Наталья Коробова пишет в усредненной стилистике, сочетая в одной работе традиции и современность, то Леонид Томилин выбрал широкий диапазон — от салонных портретов до концептуальных работ.
С галереями в Запорожье ситуация следующая. За последнее десятилетие открывались и уже закрылись «Артекс», «Промис», «М.Арт», «Колорит» — это были как коммерческие галереи, так и «на общественных началах», т. е. те, которые не имели права продавать картины. В 2000 г. открылись еще две: 28 января — «Порт-Арт», а 4 октября — «Эос». «Порт-Артом» занимается Валентина Чикина — художница, она же директор и единственный сотрудник — исключительно на собственном энтузиазме. Запорожский речпорт поддержал энтузиастку и выделил помещение. Галерее «Эос» в материальном смысле повезло больше — она не просто открылась в помещении одноименной компьютерной фирмы, но и стала ее структурной единицей. Разумеется, есть и Интернет-версия галереи по адресу www.eos.zp.ua/gallery (вышеупомянутые «звезды» запорожской художественной жизни Томилин и Коробова здесь представлены).
Галереи Запорожья трудно назвать галереями современного искусства — они устраивают разноплановые выставки, иногда очень академичные, и не придерживаются, как это принято во всем художественном мире, определенного направления. Никогда не знаешь заранее, что там увидишь. Арт-бизнесом в полном смысле этого слова наши галереи не занимаются, скорее они работают как выставочные залы, что в общем-то тоже неплохо. Но ведь настоящая галерея должна сочетать работу выставочного зала, «фабрики по раскрутке» художников и магазина-салона. Процитирую слова известного искусствоведа, генерального директора Музея современного русского искусства в Джерси-Сити (США) Александра Глезера: «Дело настоящей галереи — «раскручивать» неизвестных художников... Можно вкладывать в художника деньги, а потом зарабатывать на нем ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ, что и бывает на Западе. Арт-бизнес — это такой же бизнес, как и любой другой, в том смысле, что он требует первоначальных вложений. Процесс становления галереи занимает в среднем два-три года... В наших городах для успешной работы галереи должны иметь связи с галереями на Западе и в местной прессе обязательно освещать успехи и продажи работ своих художников за рубежом». Занимаются ли этим в «Порт-Арте» и в «Эосе»? Имеется ли у них круг сотрудничающих с галереей местных художников, с которыми ведется целенаправленная работа? В «Порт-Арте» есть художники — «друзья галереи», от выставки к выставке мы видим несколько знакомых имен (хотя отсутствуют средства для их полноценной «раскрутки»), в «Эосе» пока что проходят выставки разных авторов. Возможно, в ближайшее время в Запорожье откроется еще одна галерея. Так пусть же их будет побольше — хороших и разных.