ВЫБИРАЕТ ВРЕМЯ

Поделиться
В конце одного из коридоров Киевского Дома кино в маленькой комнатушке приютилась киностудия со счастливо найденным названием «Контакт»...

В конце одного из коридоров Киевского Дома кино в маленькой комнатушке приютилась киностудия со счастливо найденным названием «Контакт». Сюда идут люди, здесь всегда шумно, весело, оживленно.

Возникшая на гребне перестройки под эгидой Союза кинематографистов Украины «Контакт» - одна из немногих студий, которая выжила, реально существует и работает.

А начиналось все с киновечеров... В Киеве до сих пор помнят киновечера, посвященные Александру Вертинскому, Андрею Тарковскому, проведенную при активном участии «Контакта» акцию памяти жертв Бабьего яра.

Постепенно вызревала главная цель - производство фильмов. Но одного желания мало. На кино нужны деньги, и немалые. Выход один - искать заказчиков. Искали и находили. Нужно ли говорить, как это безумно трудно в условиях нашей экономической ситуации...

Становились на ноги. С самого начала в работе руководствовались неукоснительным принципом - снимать любое кино профессионально, «на уровне».

Душа и мотор всей деятельности «Контакта» - его директор Лариса Роднянская, благодаря которой, собственно говоря, и возникла студия. Чуть ли не с детства «заболела» кино, ибо росла в семье известного документалиста, сценариста и редактора, где бывали такие люди, как Роман Кармен, Михаил Слуцкий, Михаил Юдин, Георгий Тасин и др.

К «Контакту» потянулись известные сценаристы, режиссеры, операторы. Многие фильмы, сделанные в «Контакте», были не просто «заказухой», а получили заметный общественный резонанс. Это, например, картины С.Буковского «На Берлин», Г.Шкляревского «Чернобыльский синдром», «Чернобыль: годы, судьбы», В.Хмельницкого «Вместе с мировым сообществом» и др.

Совместно с немецким телевидением были созданы документальные фильмы режиссера А.Роднянского «Прощай, СССР-1», «Прощай, СССР-2», «Марш живых», «Свидание с отцом», получившие международное признание, призы и премии на престижных кинофестивалях.

Успешно был реализован и совместный проект с немецким продюсером Артуром Браунером - полнометражный художественный фильм молодого режиссера С.Ильинской «Грешница в маске».

В минувшем году в студии был снят документальный фильм «Оксана Петрусенко» (режиссер

А.Фролов), в котором нашла экранное отражение трагическая судьба замечательной украинской певицы.

Эта картина натолкнула на идею создания цикла фильмов, посвященных выдающимся личностям, родом из Украины, вклад которых в общечеловеческую культуру поистине неоценимый.

Культурологический проект «Избранные временем» был осуществлен «Контактом» при содействии «Студии 1+1» по заказу Национального телевидения Украины.

Шесть фильмов - шесть человеческих судеб, сложных, драматических, как и само время, в которое жили и творили их герои: гениальный украинский певец Борис Гмыря («Думы мои...», автор сценария и режиссер Н.Мащенко, оператор С.Борденюк), выдающийся украинский скульптор Александр Архипенко («Творец с божьей искрой», авторы сценария Д.Горбачев, С.Трымбач, Н.Мащенко, режиссер Н.Мащенко, оператор С.Борденюк), всемирно известная певица Соломия Крушельницкая («Две жизни Соломии», автор сценария В.Кузнецов, режиссер А.Фролов, оператор И.Недужко), великий реформатор сцены Лесь Курбас («Лесь Курбас. Между двумя выстрелами», авторы сценария Л.Аничкин, В.Хмельницкий, режиссер В.Хмельницкий, оператор В.Радовский), археолог и поэт Борис Мозолевский («Борис Мозолевский. Скифская баллада», автор сценария и режиссер В.Хмельницкий, оператор М.Радовский), гордость Украины и Франции, артист и балетмейстер Серж Лифарь («Серж Лифарь из Киева», автор сценария В.Кузнецов, режиссер С.Ильинская, оператор С.Борденюк).

«Кто мы и откуда?» - этот вопрос лейтмотивом проходит через поэзию Б.Мозолевского, которому посчастливилось совершить великое археологическое открытие XX века - найти золотую скифскую пектораль. Вечный вопрос, важный для каждого мыслящего человека, каждого народа, стал концептуальной доминантой всех фильмов, представленных в проекте.

Сейчас важно вернуть народу его культурные ценности, возродить забытые имена, рассказать правду о великих украинцах и показать, что наша земля может давать миру настоящих гениев. Ну кто в Украине знал выдающегося нашего земляка скульптора Александра Архипенко, который стал по сути гражданином мира и большую часть жизни создавал свои шедевры в Америке? Может быть, только горстка посвященных, искусствоведов. Да и в Америке о нем мало кто помнит. «Американцы моего творчества не понимают», - горькие слова самого художника. Фильм Н.Мащенко «Творец с божьей искрой» раскрывает драму непонимания, которая всю жизнь сопровождала А.Архипенко.

Трава забвения... Нам еще предстоит очистить от нее наши культурные реликвии...

Невероятно, но в Украине нет ни одного компакт-диска с записью Бориса Гмыри, которого сравнивали с самим Ф.Шаляпиным.

Хорошо, что его бархатный голос звучит с экрана в фильме Н.Мащенко «Думы мои...». Мы видим певца в некоторых сценах из оперных спектаклей, приобщаемся к высочайшему мастерству пения.

Певец принял на себя большую муку - на шесть долгих лет он был изгнан из родного оперного театра, потому что во время войны оставался в оккупации, разделяя судьбу своей страны.

К сожалению, кинолетопись не богата прижизненными съемками певца, ведь он не был официально признанным придворным артистом. Поэтому фотографии, что сохранились в квартире Б.Гмыри, которая до сих пор не стала музеем, - основной документально-изобразительный материал. С подобными трудностями столкнулись авторы всех фильмов. Материал приходилось собирать по крупицам.

Но вот еще одна сторона проблемы. В картине «Творец с божьей искрой» есть символический кадр: камера останавливается перед закрытыми дверями музея. В Нью-Йорке, где хранится несколько работ А.Архипенко. Диктор с сожалением сообщает, что снять их не посчастливилось. А все дело в том, что для того, чтобы снимать в музее, нужно заплатить большие деньги, которыми студия не располагала.

Жестко ограниченный бюджет подчас не позволяет реализовать многие желания и возможности.

Буквально один кадр «живого» Леся Курбаса мы видим в фильме В.Хмельницкого «Лесь Курбас. Между двумя выстрелами». Это все, что осталось. Ведь речь идет об исчезнувшем человеке, уничтоженном системой. А система старалась вырубить все под корень, даже сами воспоминания о репрессированных людях. Скупые кадры хроники, снятые на Соловках, где закончил свои дни великий реформатор театра, создают документальный фон фильма.

Лейтмотивом проходят через фильм сцены из нового спектакля театра им. И.Франко «Король Лир» с великолепным Богданом Ступкой в главной роли. Именно о постановке этого великого творения В.Шекспира мечтал Лесь Курбас. И возникает как бы перекличка времен, мысль о том, что ничто не исчезает бесследно и не уходит в песок небытия.

Невозможно вычеркнуть из нашей культуры, нашего искусства славные имена. Как ни старалась советская бюрократическая машина сделать все, чтобы предать забвению всемирно известное имя Соломии Крушельницкой, - не получилось... Сейчас помнят замечательную певицу, пишут о ней книги, снимают фильмы. Авторы картины «Две жизни Соломии» сосредотачивают внимание на том периоде, когда Крушельницкая, попав на родину, в советский Львов, стала невыездной. Удивительно, с каким чувством достоинства и мужеством певица переносила перепады, превратности своей судьбы, пребывая почти в безвестности.

Чем привлекает фильм С.Ильинской «Серж Лифарь из Киева» - это также отсутствием избыточного пафоса, которым так грешило наше документальное кино. Мы узнаем много новых фактов из жизни выдающегося артиста, о его детстве и юности, о том, как кошмар революции изгнал его в эмиграцию.

В Париже он стал кумиром французского балета, воскресившим славу «Гранд-опера», под его руководством труппа этого театра стала одной из лучших в Европе. Работая в разных странах, он создал более двухсот хореографических произведений, многие из которых останутся в истории искусства. Сергей Лифарь - автор книг о балете, кавалер Большого Креста ордена Почетного легиона, иностранный член Французской академии, основатель Парижского института хореографии.

Главной же темой фильма стала духовная связь нашего выдающегося соотечественника с родиной, которую он помнил и нежно любил. И сейчас Лифарь вернулся в независимую Украину международными конкурсами артистов балета его имени, возрождающейся памятью о замечательном творце родом из Киева.

Каждый вновь открытый факт нашей культуры - это не просто еще одна крупица познания. Это ток ее живой крови, это излучение ее энергии, которая питает дух народа.

Мы много и справедливо говорим, что духовное возрождение нужно начинать с культуры, с возвращения народу всех ее ценностей.

Но хорошо, что есть люди, которые не только говорят, но и делают.

У студии «Контакт» большие планы - продолжить культурологический проект «Избранные временем» и до конца столетия создать еще около тридцати фильмов. Студия ищет спонсоров, время не ждет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме