ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ... ПЛОХО

Поделиться
Посмотреть на себя со стороны всегда интересно. На премьерном спектакле «Веселитесь! Все хорошо?!» по пьесе «Аделаида» Евгения Унгарда в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра можно попытаться это сделать...

Посмотреть на себя со стороны всегда интересно. На премьерном спектакле «Веселитесь! Все хорошо?!» по пьесе «Аделаида» Евгения Унгарда в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра можно попытаться это сделать. Время действия — наши дни, место действия — пресловутое постсоветское пространство, которое хорошо знакомо всем нам, то бишь обыкновенная «хрущевка», старая, запущенная, с аварийными трубами, давно ожидающими жэковского ремонта. Кстати, эти трубы, увеличенные в размере и расположившиеся на сцене в своеобразном переплетении линейного узора, становятся сценографическим образом спектакля (художник Олег Лунев). Символом неустроенности, безнадежности существования, полного безверия в возможность счастья и лучшей жизни становятся эти поржавевшие, изношенные трубы. Жизнь в квартире с такими канализационными проблемами соответственная. Простота и незамысловатость обстановки. Обитатели квартиры готовятся к какому-то событию. Первые двадцать минут спектакля зритель остается в неведении относительно причин предпраздничной суматохи. Разве что сочувственно предается размышлениям вместе с персонажами над главным вопросом современности — а хватит ли водки? Для динамизма действия режиссер спектакля Андрей Билоус создает параллельные планы, зритель видит словно два одновременных кадра. И постепенно все проясняется. В квартире готовятся к свадьбе, событие радостное, но все какие-то нервные. Второй кадр объясняет нервозность ситуации. Пока ждут жениха, невеста заканчивает решать дела с бывшим мужем, который уже собрал вещи. Развод окончательно решен, новый жених вот-вот придет, но все оказывается не так просто.

Муж — смешной недотепа Кочкин (Михаил Жонин), вокруг которого крутится карусель событий. Все персонажи — традиционные маски-характеры, это обусловливает манеру актерского исполнения. Бывшая теща Ивановна (Галина Корнеева) и мама Виолетта Харитоновна (Татьяна Камбурова) смирились с этим разрывом, подруга жены Люся (Ирина Мельник) всячески хочет обернуть ситуацию выгодой для себя, имея виды на Кочкина, только жена Аделаида (Наталия Озирская) при всей своей уверенности теряет решительность. Из этого драматургического материала можно было сделать нормальный реалистический спектакль в стиле психологического театра 80-х. Но режиссер А.Билоус — молодой художник, это его режиссерский дебют, и он явно не хочет идти проторенными путями. Пытается уйти от реалистического театра, создавая фантасмагорию реальности. Вроде бы все по-настоящему — и салаты режут, и рюмки опрокидывают, и тарелки бьют, даже в наполненной водой ванне купаются и, отдав дань времени, сверкают голыми ягодицами, все как в жизни. Но, рассказывая обо всем этом, режиссер прибегает к эффекту укрупнения, предлагает актерам делать свои образы нарочито театральными. В результате этих поисков на стыке психологии и преувеличения рождается невероятное ощущение абсурдности происходящего. Вместе с драматургом режиссер выходит на образное обобщение глобального вопроса — как жить дальше.

Приглашенная на свадьбу начальница ЖЭКа, на которую Ивановна возлагает надежды по замене старых труб, является в облике демонически прекрасной женщины Нинель Георгиевны (Оксана Архангельская). Она и ведет себя демонически. Ее приход меняет интерьер, уплывают ввысь сплетения покрашенных в ядовитый зеленый цвет канализационных труб, а на их месте воцаряется благородный хорал органных труб. Может, жизнь прекрасно изменится? Нинель Георгиевна предлагает варианты, с высокомерным всемогуществом отмахивается она от хозяйки, да поставила я вас в очередь на замену труб, подумайте о более важном, жизнь рушится, а вы о таких мелочах!

Режиссер превращает эту квартиру в мини-вселенную и наделяет простую начальницу ЖЭКа возможностями Демиурга, она моделирует ситуацию, в которой все получают то, к чему патетически стремились, эксперимент заключается в розыгрыше единственного мужчины и розыгрыше достаточно примитивном, на игру в города. Выигрывает Кочкина Люся, и Аделаиде придется пережить еще и поход Кочкина с Люсей в ванную, понятно для чего. И только после этого, глядя на растерянно-счастливую подругу, Аделаида словно прозревает и возвращается к себе же, произнося фразу о том, что продолжает любить Кочкина. Эта фраза — словно мораль басни, только сам человек способен изменить свою судьбу, способен «выковать» свое счастье. И если мы захотим, то сможем превратить в своем воображении ржавые трубы канализации в блестящие трубы органа. Спектакль об этом, в нем чувствуется присутствие чуткой режиссерской мысли. Здесь найдена та мера театральности, которая заставляет спектакль звучать как притчу, где можно искренне веселиться, где все хорошо, и плохо не будет даже в крайнем случае.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме