В конце октября репертуар Национальной оперы Украины пополнился оперой П.Чайковского «Мазепа», написанной по сюжету поэмы А.Пушкина «Полтава». Опера уже неоднократно ставилась и возобновлялась на сцене театра, но всякий раз возвращение было недолгим. Не секрет, что и для самого композитора она была сложным испытанием, поскольку сочетать лирико-психологическую и историческую драму непросто. Только благодаря силе и обаянию пушкинских стихов, неповторимой яркости образов, которые служили поистине могучим творческим стимулом, Чайковский закончил более чем двухлетнюю работу над произведением. В апреле 1883 года партитура оперы была готова. В феврале 1884 года состоялась премьера «Мазепы» на сценах Большого и Мариинского театров. Но успех был довольно скромным, и спустя два сезона оперу сняли с репертуара, а возобновили в Мариинском театре лишь спустя 19 лет. В этом году отмечается ее 120-летие.
Возобновленный «Мазепа» был представлен, как это принято в Национальной опере, в качестве премьеры. Поэтому стоит рассмотреть состоявшееся событие с трех сторон — политической, художественно-сценографической и вокальной. Более чем странно смотрится эта опера, поскольку происходящие в ней политические события и трагический финал трактуются совсем не в пользу Украины: предательство Кочубея, который донес на своего гетмана, решившего завоевать свободу и независимость для Украины, выбор Мазепы, недооценившего силы войск противника и проигравшего сражение, бегство гетмана, позабывшего свою любовь к Марии. И уж совсем неуместно в первом премьерном спектакле появился желто-голубой флаг, который держал и целовал Мазепа (Роман Майборода) во время рассказа о заговоре «Давно замыслили мы дело». Во втором спектакле Мазепа в исполнении Ивана Пономаренко этого уже не делал.
Собственных декораций спектакль не заслужил. Поэтому «пользовался» фрагментами декораций из других опер, в частности из «Войны и мира», «Тоски», «Трубадура». Может, Национальной опере стоит задуматься о создании универсальной сценографии, которая подходила бы ко всем операм действующего репертуара?.. Костюмы пестрели особенностями разных времен и регионов Украины. А воротник с асимметричными отворотами, которым щеголяла Мария во втором действии, мог вызвать вздох современных модниц. Весело смотрелись мужские костюмы, сшитые не из однотонных тканей, а из тканей в цветочек (хорошо, что не в горошек). Когда это украинское казачество во главе с самим гетманом носило такие пестрые одежды, больше напоминающие банные халаты?
Единственное, что смогло порадовать в этой премьере, вокальный уровень солистов. Прекрасно себя показала Оксана Дыка, исполнившая партию Марии в обоих спектаклях. Певица раскрыла свое незаурядное вокальное и актерское мастерство, создав красивый, ранимый и удивительно светлый образ. Ее полный, целостный и эмоциональный голос точно передавал смену настроений и чувств юной Марии. Он звучал то взволнованно, то был насыщен драматическими переживаниями, а вот в нем слышна тоска и нежность. В небольшом монологе «О милый мой» голос ее уже полон восторга и упоения. В финале колыбельная «Спи, младенец мой прекрасный», которая является самой трагической сценой всего спектакля, прозвучала очень нежно, ласково и светло. Несмотря на то, что близкие и дорогие сердцу люди цинично и нагло растоптали ее невинную, светлую и чистую душу, наполнили нечеловеческими ужасами и испытаниями, доведя до безумия, они не смогли исторгнуть из нее вместе с рассудком женскую ласку, женскую привязанность и то нежное «баю-бай».
Великолепно выступил заслуженный артист Украины Тарас Штонда, исполнив партию Кочубея в первом премьерном спектакле. Его голос продолжает отлично звучать, он по-прежнему сочный, чистый. Сцена ссоры Мазепы и Кочубея и ария «В былые дни, когда с Мазепой», напоминающая суровое повествование, была исполнена глубоко и искренне. Ария «Нет, дерзкий хищник» преисполнена твердой решимости. Но наиболее впечатляющей стала первая картина второго действия — сцена страданий заключенного Кочубея. Здесь Штонда не только раскрылся как обладатель великолепного голоса, но также приятно удивил превосходной актерской игрой, усилившей впечатление от исполнения арии «Что смерть? Давно желанный сон». В последующем речитативе и ариозо «Три клада» певец выразительно передал благородство и внутреннюю силу человека, убежденного в своей правоте.
Не перестает радовать своими выступлениями заслуженный артист Украины Дмитрий Попов, уверенно продвигаясь вперед и продолжая пополнять свой репертуар новыми партиями. В «Мазепе» это партия Андрея, исполненная им в первый вечер премьеры. И хотя она не велика, но достаточно интересна в вокальном плане, не говоря уж об ее актерской стороне. Партия очень подходит Дмитрию и по темпераменту, и ему в очередной раз удалось продемонстрировать не только прекрасное владение голосом, но и мастерство актера. Как искренне и правдиво звучит его голос удивительно мягкого бархатистого тембра в дуэте Андрея и Марии в первом действии, сколько в нем страсти и нежной чистой любви. В арии «Осиротел пустынный дом», открывающей третье действие оперы, певец раскрыл мягкий, задушевный облик своего героя. Он жаждет мести, но погибает, сраженный предательской пулей Мазепы.
Произвела впечатление и работа дирижера Александра Барвинского, руководившего вторым спектаклем. С ним оркестр создал целостное музыкальное полотно. Музыка лилась непрерывным потоком, плавно переходя из одного настроения или темпа в другое, сохраняя при этом и национальный колорит, и эмоциональный подъем всего произведения. Вдохновенно прозвучал симфонический антракт «Полтавский бой» — красивая батальная музыкальная картина, посвященная битве русского войска со шведами, торжеству победы и триумфальному шествию войск Петра.
В завершение остается лишь выразить надежду, что через 13 лет «Мазепа» возвратился к нам на более длительное время и не станет спасаться бегством от требовательной, но справедливой публики. Пусть сегодняшний «Мазепа» станет победителем и принесет победу тем голосам, которые помогли ему вновь быть услышанным в мире музыкальной гармонии.