У произведений искусства, как и у людей, судьбы разные. У одних всё складывается удачно, у других - сложно, у третьих - трагично, повторяя судьбу своих создателей.
Вот история лишь одного портрета. Долгое время в фондах Национального художественного музея Украины хранился женский портрет. Его относили сначала к «Спецфонду», где находились «запрещенные» работы, затем к V категории хранения - неосновному фонду, где хранятся произведения низкого художественного уровня. Да и состояние сохранности его было ужасное. Холст размером 123 см по вертикали и 75 см по горизонтали был накручен на вал - подрамник отсутствовал. Изображение было грубо исполосовано острым предметом, по всей видимости, ножом. Особенно пострадало лицо. По краям холст неровно оборван: был сорван с подрамника. Глядя на портрет, невольно возникает тревожная мысль об ужасных мучениях.
В 1988 году портрет поступил на реставрацию в отдел охраны памятников музея. С оборотной стороны холста была обнаружена надпись - «ВАСИЛЬ Седляр. Межигір'я. 1926-27 р. Портр. Оксани ПАВЛЕНКО».
Предстояла большая и очень сложная работа по восстановлению портрета. Кроме грубых порезов в многочисленных местах имелись брызги силикатного клея, который безвозвратно обесцветил живопись.
Портрет находился в реставрации почти год. Был исследован красочный слой, грунт, проведена фотофиксация. По современным методикам научной реставрации были устранены порезы, укреплен красочный слой, по возможности восстановлен цвет красок, обесцвеченных щелочью. Портрет был подготовлен к экспонированию на выставке «М.Бойчук и бойчукисты».
Кто же такой В.Седляр и изображенная на портрете Оксана Павленко?
Василий Седляр - автор портрета - один из талантливейших учеников М.Бойчука - художника-новатора, основателя украинской национальной школы монументальной живописи начала XX столетия. Выпускник Киевского института пластических искусств (ныне Академия художеств), позднее его преподаватель, как и его учитель, отстаивал идею единства пластического искусства - изучал и осваивал различные техники, работал в области монументальной и станковой живописи, станковой и книжной графики, декоративно-прикладного искусства. В.Седляр вместе с другими учениками М.Бойчука - О.Павленко, И.Падалкой - возродили керамическое производство в Межигорье и создали на его базе художественно-керамический техникум и технологический институт керамики и стекла. В декоративной скульптуре, росписной посуде воплощалась идея возрождения национального стиля, в основе которого лежала народность. Этой же идеей проникнуты были и монументальные работы, созданные М.Бойчуком и его учениками, где в обобщенных образах отображались сцены из сельской жизни, борьбы за волю, воспевались извечные человеческие ценности. Живописью украшались санатории, казармы, дома культуры, театры. Простота композиции, высокое мастерство, основанное на классических образцах прошлого, были доступны пониманию и вызывали у зрителя глубокое сочувствие.
Но партийно-административная верхушка требовала от мастеров совсем иного подхода к решению художественных задач. Постепенно все поиски и новаторства заменялись единым стилем, который требовал изображения фальшивого героического пафоса во всём, всеобщего ликования, изображения «счастливой толпы» - под общим названием «народ».
Настали трудные времена. Художники были лишены возможности реализовать свой талант. Официальная критика начала обвинять их в приверженности к крестьянской и национальной идее. А в 1937 году М.Бойчук, В.Седляр и И.Падалка были арестованы, обвинены в «идеологической диверсии», что приравнивалось к политическому криминалу, и казнены как «враги народа».
Искусство, созданное бойчукистами, гибло вслед за художниками. Картины резали, рвали, сжигали, росписи сбивали со стен, предметы прикладного искусства уничтожали...
Реабилитирован Василий Теофилович Седляр в 1988 году. На отреставрированном портрете изображена Оксана Павленко - художник того же периода, талантливый мастер, ученица М.Бойчука, которой посчастливилось избежать печальной участи своих товарищей по творчеству. Необыкновенно трудоспособная, она принимала участие во всех мероприятиях и работах, что и М.Бойчук, В.Седляр, И.Падалка. Работая в Межигорье, она своими работами и работами своих учеников завоевала большой авторитет, участвуя в выставках Киева, Москвы и за рубежом. А когда в конце 20-х годов Павленко приглашают преподавать в Москву, она едет, надеясь оттуда помочь своим товарищам.
Последний раз они встретились, работая над оформлением Червонозаводского театра в Харькове.
Больше О.Павленко в Украину не вернулась.
Художница прожила долгую жизнь. Умерла в 1991 году. Работала как художник-монументалист, станковист, график, мастер декоративного искусства. Через всю свою жизнь она пронесла правду о М.Бойчуке и его учениках, об украинском искусстве 20-30 гг., которое по справедливости отнесли теперь к лучшим достижениям мировой культуры начала ХХ столетия.
Портрет написан в 1926-27 гг., в счастливое, наполненное творчеством время. Художница изображена в крестьянской свитке, платок завязан вокруг шеи просто, в руках газета. По колориту живопись несколько декоративна, композиция проста, лаконична, по построению и тональности напоминает фресковые росписи. Взгляд умных глаз сосредоточенно устремлен на зрителя. Портрет был возрожден к жизни, чтобы занять свое достойное место среди высокохудожественных произведений украинского искусства начала века уже навсегда.
Портрет экспонировался при жизни В.Седляра один раз на I Всеукраинской выставке в Харькове, а с 1990 года - на выставках в Киеве, Львове, Москве, Канаде, Эдинбурге. В музее были подготовлены юбилейные выставки к 100-летию со дня рождения О.Павленко в 1995 году и В.Седляра в 1999 году.
Портрет находится в постоянной экспозиции в Национальном художественном музее Украины.