До 10 июня продлится в Национальном художественном музее выставка «З поверненням в Україну, пане Бурлюк». Уже давно стены музея не видели такого количества посетителей, разве что выставки из коллекции Хаммера или сокровищ Тутанхамона вызывали подобный ажиотаж. И это неудивительно, ибо впервые за долгие годы выставка работ Давида Бурлюка, выдающегося художника и литератора, выставляется в Украине.
Беседа с заместителем директора по научной работе Национального художественного музея, организатором и вдохновителем выставки, Ириной Горбачевой именно об этом удивительном, всемирно известном мастере.
- Творчество Давида Бурлюка известно во всем мире, но родился он в Украине, любил ее, никогда и нигде не забывал...
- Бурлюк родился в Украине, в Харьковской губернии, на хуторе Семиротовщина и происходил из старого запорожского рода. Бурлюки имели и уличное прозвище «писарчуки», потому что их предки были писарями в войске запорожском. Художник получил разноплановое художественное образование, учился во многих художественных школах, таких, как Казанская и Одесская, в Королевской мюнхенской академии.
Случилось так, что в 1920 году Бурлюк вместе с Пальмовым уехал в Японию, где пробыл 2 года, и после этого уже никогда не вернулся на родину. В 1922 году он уехал в Америку и уже в начале 30-х получил гражданство. Иногда он приезжал в Украину, но такие визиты имели скорее частный характер и были небезопасны для тех, с кем он встречался.
- Известен случай, когда Дмитрий Горбачев получил открытку от Бурлюка...
- Когда Дмитрий Емельянович работал хранителем нашего музея, он действительно получил открытку, в которой художник написал о том, что «в пыку москалям» хотел бы сделать выставку своих работ у себя на родине, в Украине. Дмитрий Емельянович таки отправился к чиновникам из Министерства культуры с этим предложением, но вернулся уже «просвещенным». Идеологи коммунизма долгое время не признавали Бурлюка, считали его «запроданцем», не украинским художником и, что самое занятное, не реалистом. А ведь творческий потенциал Бурлюка был необычайно разнообразен и в действительности он был очень грамотным реалистом, замечательным рисовальщиком. И в конце своей жизни Бурлюк вернулся к реализму.
- Известно, что Бурлюк имел «неспокойный» характер, постоянно вовлекающий его в что-то новаторское и оттого эпатирующее зрителя. Даже на приглашении, которое было напечатано к выставке на автопортрете мастера мы видим занятную лошадку на щеке и длинную серьгу в ухе...
- Бурлюк впитывал в себя все то, что было в культурах многих народов и возможно именно от этого берет начало его «вселенская» широта натуры, неспокойный характер. Художник буквально оправдывал свою фамилию, он постоянно «бурлил», возмущал окружающую среду, эпатировал публику и коллег, но в то же время это было более внешним. На самом деле Бурлюк был образованным и умным человеком, тонко чувствующим и влюбленным в культуру, литературу и изобразительное искусство. Безусловно, что он тяготел к авангардной направленности и был, к примеру, членом московского объединения «Бубновый валет», основателем движения «Синий всадник» в Мюнхене. То есть всегда и везде, где происходило что-то новое, там всегда был Бурлюк. Но такая скандальная известность все-таки была со знаком плюс, его очень хорошо знали во всем мире, и как литератора, и как художника, ибо мастер предлагал творчество очень высокого уровня.
- Чем характеризовался «американский» период творчества художника?
- В Америке Бурлюк жил очень напряженной жизнью. Он создал журнал «Цвет и рифма». Как видите, даже в названии прослеживается свойственная ему любовь к литературе и изобразительному искусству.
Находясь очень далеко от своей родины, он всегда пытался слиться с ней, был сопричастным к тем процессам, которые происходили. Но ни критики, ни идеологи не признавали его, отрицали, называя «обозной сволочью», намекая на то, что он покинул нашу страну в трудные времена гражданской войны.
В Америке Бурлюк был очень известным художником. В крупнейших городах и в лучших галереях происходили его выставки. Именно Америка сохранила нам Бурлюка, потому что неизвестно, какая судьба постигла бы художника, если бы он остался на родине. И не случилось ли бы с ним то, что случилось с теми же Малевичем, Филоновым. Скорее всего Бурлюк был бы отторгнут советской действительностью, которая очень злопамятна, ибо художнику ничего не прощалось и расточительна, ибо по всему миру рассеяла «столпов» нашей культуры. Бурлюк никогда бы не дал себя засунуть в прокрустово ложе, которое предлагалось в те годы. Скорее всего он продолжал бы «бурлить» и не смог бы довольствоваться разрешенными соцреализмом или просто реализмом.
- В каких музеях мира хранятся работы Бурлюка?
- Во-первых, это самые престижные частные коллекции по всему миру. Почти во всех провинциальных музеях России находятся произведения мастера, не говоря о том, что лучшие работы Бурлюка хранятся в Третьяковке и Русском музее. Кстати, в Русском музее в Питере хранится совершенно потрясающий «Казак-Мамай», которого мы очень хотели показать на этой выставке, но отказались от этой затеи, когда узнали, во что это может обойтись.
- Как возникла идея этой выставки?
- В Сумах, у Сергея Побожия, который много лет занимается творчеством Бурлюка. Первыми, к кому мы обратились за помощью, были представители международного фонда «Відродження». Мы подали свой проект на получение грантов и в первый раз нам отказали, но во второй раз нам все-таки оказали необходимую финансовую поддержку. Кроме этого нас поддержал Первый украинский международный банк, благодаря чему мы сумели подготовить к выставке прекрасную полиграфию - афишу, пригласительные и конечно же каталог произведений. Особо хочется отметить работу нашего художника по макету В.Сердюкова, который прекрасно справился с задачей и выдержал все издания в особом «бурлюковском» стиле.
На выставке экспонируется 34 работы автора из многих музеев Украины и частных коллекций. Так, кроме произведений Бурлюка, хранящихся в Национальном художественном музее, на выставке представлены работы из музея русского искусства, Днепропетровского, Николаевского, Херсонского, Сумского, Бердянского художественных музеев, а также совершенно неожиданно для нас из музея фарфора города Ильичевска. К сожалению, не откликнулись на наши письма сотрудники Донецкого музея, в фондах которого хранятся работы Бурлюка. Непонятной оказалась и позиция Херсонского краеведческого музея. А ведь участие в такой акции престижно для любого музея, и неизвестно, когда такие выставки будут проводиться вновь.
- Как уцелели работы Бурлюка в фондах музеев?
- Бурлюк не был врагом народа и его работы не входили в спецфонд, в котором работы подлежали списанию. Бурлюка просто не показывали, его произведения не входили в структуру экспозиций, хотя это очень удивительно. Бурлюк очень трепетный импрессионист и в этом убеждается каждый, кто видит эти работы. Замечательные, одухотворенные в нежно-серебристой гамме. Хотя всем известно отношение в те годы даже к импрессионизму. Известен случай, когда одного преподавателя из художественного института уволили с работы только за то, что он принес и показал студентам книгу, посвященную импрессионистам. Даже к Т.Яблонской предъявляли претензии, что в своей работе она «скатывается» к импрессионизму. Сама «система» воспитывала нас так, что все, что не было связано с реализмом, было ненужным и чуждым. Хотя показателен и другой факт. Когда мы готовили выставку и каталог «Дух Украины» для Канады, посвященную 100-летию первых поселенцев из Украины в Канаде, директор Виннипегской картинной галереи предложила поместить на обложке каталога именно работу Бурлюка «Карусель», в которой мы наблюдаем элементы, идущие от трипольской культуры. Директор галереи сумела уловить и почувствовать именно «прадавность» работ Бурлюка и то, что их определяет. И именно эта работа стала символом всей выставки. Сам Бурлюк в своих воспоминаниях писал, что «я сын украинских степей», он всегда чувствовал свою связь с Украиной, и в этом не было этакого «квасного» патриотизма, в волнах которого мы уже тонем. В этом заключается истинный патриотизм. Бурлюк, живя долгие годы за рубежом, пишет о том, что «Украина в моем лице всегда имеет самого верного сына».
- Выставка Бурлюка буквально всколыхнула столичную художественную жизнь и впервые предоставила возможность познакомиться со всеми направлениями и поисками художника...
- Творчество Бурлюка очень разнообразно. Замечательны его импрессионистические работы. Он является одним из основоположников кубофутуристического движения, футуристических направлений. Неопримитивизм - это то, к чему он приходит, уже живя в Америке, и в чем прослеживается его интерес к народному искусству. Бурлюк очень динамичный и постоянно ищущий автор. В его работах мы найдем влияние различных мастеров, таких, как Рембо, Пикассо, импрессионисты. Но прежде всего, и это он неоднократно подчеркивал, для него были важны традиции украинской культуры - народная живопись и украинское барокко. Вспомните хотя бы его работу «Доярка», выполненную в 50-е годы, когда он жил в Америке.
- Удивительно-трепетные импрессионистические работы более ранних периодов. Увлечение футуризмом и кубофутуризмом очень органично воспринимается в контексте времени и тех перемен, которые происходили. Неопримитивизм - как противопоставление урбанизации и развитию научно-технического прогресса, которое он наблюдал в Америке. Можем ли мы четко разделять эти периоды и направления в творчестве автора?
- Нельзя сказать, что у Бурлюка существует такое четкое разделение, ибо в его творчестве сосуществовали многие направления. У него нет четко выраженной чистоты стиля, и это является показателем настоящего искусства. «Стерильность» исключает эмоциональность. У Бурлюка «свой» неопримитивизм, который скорее воспринимается как экспрессивный неопримитивизм. В футуризме есть элементы фигуративного искусства. Бурлюку присуща многоплановость, своеобразная эклектика. Поэтому говорить, что где-то он чистый импрессионист или чистый неопримитивист, мы не можем.
- Бурлюк известен и как литератор...
- Безусловно и то, что его общение с Крученых, Хлебниковым, Маяковским не могло не оставить следа в его творчестве. Его проза удивительна, и можно сказать, что в ней очень много импрессионизма. К примеру, в его «Морских рассказах» мы встречаем следующее: «Вам нужны глаза цвета залива, а у меня глаза цвета сухой доски забора». Не менее удивительна и его поэзия. Бурлюк владел многими языками, но, как утверждают современники художника, на каждом языке он говорил с украинским акцентом.
- Сейчас очень много говорят о конференции «Бурлюк и Украина», которую вы готовите...
- Еще задолго, когда шла подготовка к выставке, нам начали присылать тексты выступлений и давать заявки на участие ведущие специалисты не только из Киева, но и из Одессы, Сум, Чернигова, Москвы и даже Цюриха и Мюнхена. Безусловно, что конференция будет носить более широкий характер, ибо творчество мастера очень известно в мире. Конференция состоится уже в конце выставки, 8 июня.
- Бурлюк очень известен за рубежом. В Украине, пожалуй, он известен в меньшей степени, и многие из наших сограждан, возможно, впервые открывают для себя это имя.
- В последние годы мы очень активно экспонируем его работы, и в том числе на таких выставках, которые презентуют искусство Украины за границей. Бурлюка знают и любят во всем мире. В нашей стране изучением его творчества занимаются очень известные искусствоведы, такие, как Д.Горбачев, С.Побожий и многие другие. О нем много пишут. Во многих вузах читается курс «Русский авангард». Хотя для широкой публики это имя недостаточно известно, хотя бы потому, что тех трех-четырех работ в экспозиции Национального музея явно недостаточно для более широкого представления всего творческого актива мастера. Что уж говорить о других музеях, хранящих буквально одну-две работы. Безусловно, что в годы социализма делалось все, чтобы работ Бурлюка в музеях не было. И эта выставка - «первая ласточка», дающая толчок к поискам и творчеству. К сожалению, в Украине его работ очень мало. Более того, наши законы не позволяют нам возвращать, а финансовые возможности - приобретать его произведения. На нашей выставке есть несколько работ, принадлежащих частному лицу, которое готово расстаться с работами. Но, увы, у нас нет ни малейшей возможности приобрести их для музея из-за отсутствия денег. Не секрет, что его работы недешевы и то же Министерство культуры не сможет приобрести их. Жаль, если эти работы мы потеряем навсегда, что произошло со многими другими работами не менее выдающихся мастеров.
- Выставка состоялась, стала исключительным событием высокого уровня, и, возможно, в этом есть истинная радость и для организаторов, и для сотрудников музея...
- Конечно, это огромное счастье, что выставка произошла. Очень приятно, что она спровоцировала такой огромный интерес и внимание. Нам постоянно звонят, интересуются, поздравляют. В залах все время много зрителей. Эта выставка действительно стала событием.
В Америке Бурлюка называют «американским ван Гогом». Значение его творчества огромно для многих стран мира, не говоря уже об Украине, которой он слишком долгое время был не нужен. И восполнять это теперь приходится с огромными усилиями и напряжением.