Юмор на ТВ — тема смешная. Не только в разгар новогодних праздников. Круглый год народ и так знает, над чем (над кем) хохотать, — без проделок «ящика».
Если филолог вычленит в соответствующем тексте юмор «ситуативный», то у телекритика, конечно, работа неблагодарна. На ТВ, как правило, юмор «плинтусный», «нижепоясный» или «политщекотливый». Тем не менее именно «низкий жанр» давно стал для ТВ мерилом высоких рейтингов (и как следствие — прибылей). «Аншлаговщина» или «петросяновщина», «КВНщина» или «сердючкомания» — стационарные мишени, в которые каждый готов пульнуть булыжник: «Опостылело! Остогыдло! Дайте покой!»
А разве критиканство этих «радостей» — не общее место, не банальность, не дежурный выкрутас, когда уж совсем не о чем ворчать?
Вроде бы и зритель ждет пришествия некоей «новой эры» телевизионного смеха. Вроде бы и скучно ему в кругу одних и тех же лиц. Вроде бы ни братья-кролики, ни Петросян—Степаненко, ни Масляков—Дубовицкая, ни другие воробьи-галкины уже особого восторга не провоцируют. А комическое порою становится уж откровенно клиническим… Поскольку общественно-политические «язвы» нынче в обязательном порядке высмеивают только в открытую. Нечего шушукаться! Эзопов язык — в музее юмора. Трогательные моралите Совы и Глазового — там же. Колоритные тексты Вышни или Нечуя-Левицкого — в сельских библиотеках (на ТВ их сегодня не то, чтобы не вспоминают, думаю, там даже не подозревают о их существовании).
И вот вместо эзопова языка — язык высунутый... «Гы-гы» — нынче наш главный тележанр. Ну и, соответственно, главные звезды 2006-го в этом ареале прекрасного — два суперуспешных телевизионных проекта: «Камеди Клаб» и «95 Квартал». Они — лидеры рейтинговых социалистических соревнований уходящего года (с чем поздравляем и посвящаем отдельные тексты).
Правда, с связи с лидерами есть одно подозрение… Должно быть, Александр Васильевич Масляков на каком-то витке своей трудной судьбы растерял по миру многих «внебрачных детей». А те уже по зову крови стали в разных регионах экс-совка устраивать КВН-модификации во славу прародителя — что в Украине, что в России, что в Киргизии, что в Армении… Трудно сказать, как дело спорилось в Ашгабаде: у Туркменбаши, должно быть, не дошли руки до КВН-энтузиастов, поскольку занимался исключительно истреблением балета. Но вот, например, те же «Новые армяне» под предводительством Джанибекяна, Саркисяна и Гаспаряна еще три года назад засветились в одном ночном клубе — и сходу провозгласили эпоху «Камеди». А затем пустили корни международных «клаб»-ответвлений (в том числе и в Киеве).
Так дрогнули и растерянный «Форбс», и контрпрограммный Эрнст — от «камеди»-прибылей. Только вот знатоки вовремя не подсуетились и не объяснили: формат stand-up имеет такое же отношение к армянским ноу-хау, как украинский вареник к тайнам кухни племени майя. Из шинели stand-up на Западе вышел целый полк озорников — Эдди Мерфи, Джим Керри, Вупи Голдберг. Там подобный клубный формат воспринимается как раздраженная «ответка» опостылевшей политкорректности. За столиками в «любимых кафешках» без разбору «опускают» республиканцев, демократов, негров, голубых, остальных разноцветных.
У нас же, судя по всему, «клаб»-движение скоро официализируется и окончательно коммерциализируется. Все чаще оно напоминает угодливые домашние заготовки масляковского КВНа или высокобюджетное корпоративное «гы-гы» над футболистами, депутатами, моделями, тусовщиками. Да и обитатели «Квартала», как бы они ни открещивались от «Клаба», — дети того же лейтенанта. И прописка у них — одна. И stand-up(ят) они — в том же формате. И «сверхзадачи» у них идентичны...
Хотя, разумеется, есть и нюансы.