Владения мельпомены таврической

Поделиться
Театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» в Херсоне ждут целый год. Добрая традиция начинает давать плоды...

Театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» в Херсоне ждут целый год. Добрая традиция начинает давать плоды. Задумывая фестиваль, Александр Книга был увлечен идеей сделать Херсон театральным городом. Судя по переполненным театральным залам, его уже можно вносить в перечень городов, славящихся театральными традициями. Кроме основной программы, собственно спектаклей, праздник изобилует яркими художественными событиями, в которых в этом году было задействовано 3000 участников. На час было перекрыто движение транспорта на главной улице Херсона. Мельпомена Таврическая вывела свою театральную гвардию на карнавальный ход. Зрители в ожидании парада выстроились вдоль всей улицы и криками приветствовали артистические колонны, в которых венценосная Екатерина и граф Потемкин позволили шествовать рядом с собой феям и зайцам, ревизорам и пчелкам, мушкетерам и Микки-Маусам. Тут же гордо шагали фантастические персонажи на ходулях. Словно разгоняя злых духов и благословляя фестиваль на добро, размахивая огромными белоснежными крыльями, шел сказочный Ангел.

После церемониально-официальных частей открытия фестиваля распорядительный мажордом призывно провозгласил: «Уста сомкните, очи распахните!» И началась часть основная — спектакли. Их за три дня фестиваля зрители увидели восемь, плюс театральный капустник, который по изобретательности и находчивости безоговорочно можно причислить к полноценному спектаклю.

«Мельпомена Таврии» — фестиваль с жанровым определением, на нем представляются музыкальные спектакли. В программе этого года заложенный принцип отбора строго не соблюдался, и у членов жюри сложилось впечатление о наметившейся тенденции отхода от первоначальных заявлений. Знакомство с различными театральными произведениями без какой-либо привязки тоже интересно, в общем-то это и является задачей театральных форумов. Но исследования в определенной жанровой области имеют свои несомненные преимущества и для профессионалов, и для зрителей. Полностью отвечали музыкальному статусу фестиваля несколько спектаклей. Каждый год к «Мельпомене…» хозяева — Херсонский театр им. М.Кулиша — готовят премьеру. На этот раз была поставлена нестареющая комедия «Шельменко-денщик» Г.Квитки-Основьяненко в сценической редакции А.Канцедайло, выступившего и режиссером. Замечательно сделан акцент на украинском колорите сценографией И.Шулыка. На соломенной эстраде разместился живой оркестрик. Он и сопровождает чехарду комедийных ситуаций, закрученную изворотливым Шельменко, попурри из украинских мелодий. Исполнитель этой роли А.Мельник был отмечен дипломом фестиваля, таким же дипломом наградили И.Шулыка за «Сценографическое решение спектакля». Образ денщика решен традиционно, хотя со свежими, живыми интонациями и без лишнего комикования, которым обычно перенасыщают эту благодатную для импровизации роль. Любовная линия убирается как бы на второй план, основным же получилось общение Шпака (В.Черношкур) с женой (В.Дронова) и помещиками, привезшими Присиньке жениха (А.Манойло). А главными действующими лицами неожиданно становятся бык и корова, сделанные из соломы в натуральную величину. На колесиках, в ленточках и цветочках, они поддаются воле всякого, кто берется перемещать их с места на место. Эти милые домашние животные оказываются неким олицетворением бесправности девушки. Но, к счастью, смекалка Шельменко и глупость старого Шпака помогли соединиться влюбленным, и фигуры соломенных животных становятся еще одним приятным дополнением к идиллии украинского села. Слышно, как на ближнем пруду настоящим театральным хором распевают лягушки, задушевно льется мелодия «Ніч яка місячна…»

Киевский театр «Колесо» привез на фестиваль водевиль «Дела минувшие» австрийского драматурга XIX в. Й.Нестроя. Режиссер И.Клищевская выстраивает яркую театральную картину комедии положений. Каждый персонаж, а их четверо, имеет пластическую характеристику, в танцах найдена должная мера сочетания традиционного звучания и современной трактовки. Спорным можно назвать музыкальное решение (В.Гронский), идущее вразрез с сутью водевиля, предполагающей динамику действия, ритм, задор, быструю смену внутреннего и внешнего состояний персонажей.

Сочный эксперимент в музыкальном и драматическом прочтении классики продемонстрировали актеры харьковского «Театра-19». В спектакле по М.Кулишу «Хулия славлю» (реж. И.Ладенко) молодые актеры вовсю используют эксцентрику, буффонаду, пародию. В сочетании с современными музыкальными ритмами происходящее кажется еще абсурднее, а параллельные линии прошлого и настоящего так близко сходятся, что порой кажутся одной линией. Театр получил диплом «За театральный эксперимент».

Полностью отвечающей жанру фестиваля была работа киевского театра «Сузір’я» — «Парнас дыбом» (реж. И.Славинский). Этот актерский коллектив уже второй раз приезжает в Херсон, его полюбили и ждали новой встречи с нетерпением. Зрительские надежды оправдались: актеры подарили встречу с настоящим, искренним искусством. Спектакль получил дипломы за актерский ансамбль, музыкальное решение, режиссуру. Ощущения, чувства, настроения — как джазовые импровизации… Учащенное сердцебиение, взгляд и смех, наивное кокетство и слезы. Как тонка воздушная вязь музыкальных звуков, поэтических строк, узнаваемых моментов ушедшего века. Это — ирония потомков, оглядывающихся на события в «нашей юной, прекрасной стране». Маленький театрик «Хромая судьба», спрятавшийся, как в шкатулке, в большем Театре «Сузір’я», заставил зрителей в очередной раз удивиться искусству, в котором возможно вот так все «замесить», показать срез истории.

Воплощение идей гуманизма и добра было отмечено дипломом в спектакле «Поминальная молитва» Г.Горина Крымского русского драмтеатра им. М.Горького (реж. А.Новиков). Музыка здесь присутствовала в виде вставных номеров, которые, впрочем, не связывались органично с событиями, которые переживает семейство молочника Тевье. Образное сценографическое решение — изображение панорамы села (худ. Ю.Суракевич), подробное изложение сюжета, желание артистов быть как можно правдивее в изображении своих персонажей — все это присутствовало в «Поминальной молитве», не было только искры сопереживания, касания живых болевых точек зрительской души.

О желании человека сделать возможной мечту — спектакль «Безымянная звезда» М.Себастиану Театра драмы и комедии им.Н.Аронецкой Приднестровской Молдавской Республики (реж. Т.Чиботару). Герои, к этому стремящиеся, нелепы и смешны, актеры гиперболизируют чувства, пародируют ситуации, и от такого несоответствия желаний и возможностей пронзительнее звучит тема их стремления к счастью и совершенству. В спектакле «Терцет» А.Форгача венгерского Театра им.Ш.Петефи г.Веспрем музыкальное оформление весьма лаконично. Его звуки слышны лишь в начале спектакля, далее разбираться в непростой коллизии жена—любовница герою пришлось без музыки. Да и до музыки ли в такой ситуации!

А вот в спектакле «Нелегалка» (реж.О.Игнатьев) по пьесе современного украинского драматурга А.Крыма Николаевского украинского театра драмы и музыкальной комедии «искали счастье» под музыку. Ностальгически-итальянская «Феличита» контрастировала с нагловатыми интонациями нашей Верки Сердючки: «Все будет хорошо! Я это знаю!» Уверенность суржик-леди была убедительна, но наверняка все хорошо будет только у нее, у героев же современной мелодрамы на украино-итальянском материале — вряд ли. В современных пьесах заложена некая опасность плоского, однозначного изображения действительности. То ли автору непросто подняться до обобщений, исследуя современный материал, то ли режиссеру сложно воплощать все такое знакомое, ибо «большое видится на расстояньи…», то ли зрители плохо ассоциируют сегодняшнюю жизнь на сцене со своей же, происходящей наяву. Вот такой эффект пришлось наблюдать и в спектакле «Нелегалка». А.Крым рассказал историю молодой украинки, поехавшей на заработки в Италию, там она живет на содержании итальянца, который тайком от жены устроил ее жить и работать к своему другу. Кроме своих непосредственных интересов, он печется и о благе друга, надеясь с помощью красивой украинки излечить его от импотенции. Потом пружина интриги закручивается круто — и любовь, и убийство, и тюрьма. Автор, остро переживая за все происходящее на территориях и нашей страны, и наших душ, выводит на «территорию» пьесы все насущные проблемы, присовокупив их к вечным. Положение бесправной женщины, потребительское отношение к ней богатого мужчины, существование нелегалов, отчаяние безденежья и беспринципность их добывания, украинские бомжи, проблема базара, воровские законы, наркомания и благородство, еще остающееся в некоторых, несмотря на безжалостное искоренение нормальных человеческих качеств. Все эти злободневные проблемы спектакль лишь иллюстрирует. Проживание событий остается в плоскости внешнего повествования. Не мотивированы и во многом нелогичны поступки главной героини Нины (Н.Егорова), сюжет развивается, как в сериальном кино, надуманно. Хотя, не спорю, в жизни иногда происходят просто-таки неправдоподобные повороты. Но чтобы зритель поверил, его надо убедить. А когда в спектакле нам показывают, как в жилище бомжа, рядом с украинской мусоркой, появляется итальянец, отсидевший четыре года в тюрьме и не избавившийся от любви к Нине, лишь у любителей сериалов и совсем неискушенных зрителей могут появиться слезы умиления. Финал, в котором неожиданно пришедшая Нина на мгновенье перед затемнением застывает рядом с Чезаре, вместо ожидаемой эйфории от случающегося счастья усиливает ощущение неорганичности происходящего. В пьесе «Нелегалка», на фактажном материале которой свободно можно написать еще несколько пьес, много точных, выразительных фраз, колоритных текстовых моментов, удачных литературных оборотов. Например, на вопрос итальянца, почему у вас хмурые лица, отвечают — мы думаем. Что ж, пусть наши лица выглядят не очень весело, думать надо.

И думать будем. Над тем, как сделать лучшей нашу жизнь, как добиться органичности нашего театрального искусства. Что же касается хмурых лиц, то таковых во владениях театральной королевы на фестивале «Мельпомена Таврии» не наблюдалось. Его организаторы сумели создать атмосферу яркого театрального праздника, где все его участники в который раз смогли признаться в любви лучшей из выдумок человечества — Театру.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме