Заслуженная артистка Украины Виктория Лукьянец уже несколько лет является солисткой Венской оперы. Ее прекрасному голосу, напоминающему серебряный колокольчик, рукоплещут слушатели Европы, Японии и Америки. На родине, в Киеве, певица редкая гостья. Несмотря на самые фантастические зарубежные контракты, она старается выкроить паузу в своем плотном графике и выступить в Украине. В начале сентября повезет одесситам и гостям «жемчужины у моря». На оперном фестивале «Золотая корона» Виктория Лукьянец исполнит свою коронную партию Виолетты из вердиевской «Травиаты».
— Виктория Ивановна, вы выступаете в самых престижных оперных театрах мира. Как вы считаете, чему стоит поучиться нам у иностранцев?
— Прежде всего большой организованности и пунктуальности в административных вопросах. Это очень облегчает жизнь артисту. Благодаря расписанию можно планировать свою работу не только в течение дня, но и на несколько месяцев вперед. В Венской опере или в «Метрополитен-опера» у меня ни разу не было повода просто сидеть и ожидать из-за того, что сцена не готова или музыканты не собрались. Там такого не может быть в принципе! Это позволяет экономить силы и сосредоточиться именно на творчестве. В контракте оговариваются любые мелочи: от репетиции и отдыха до партии, которую ты будешь исполнять. Если я заболела, то мой гонорар снимается. Раньше у нас считалось чуть ли не правилом хорошего тона даже нездоровым выходить на сцену. Это порочная практика, лучше быть в хорошей форме, чем дать петуха на сцене. Я сейчас поняла, что ни мне, ни публике такие жертвы не нужны. На сцене я должна радовать слушателя, ведь жизнь певца сродни жизни спортсмена — она недолговечна. С другой стороны, на Западе ты в постоянной борьбе и испытываешь себя на выживаемость — если ты не поешь — ничего не получаешь, вышел больной — спел плохо — тебя в следующий раз не пригласят.
Иностранцы приглашают зарубежных исполнителей не от хорошей жизни — у них, к сожалению, нет таких сильных голосов, какими славится Украина. Мне кажется, нашим певцам нужно расширять свой интеллектуальный кругозор, повышать уровень внутренней культуры. Мы имеем артистов экстра- класса, но их, в основном, иностранные импресарио не знают. Я не говорю, что нужно всем покидать Украину, родной театр, но поработать с разными дирижерами и режиссерами, испытать себя в другой сценической школе очень полезно для артиста.
— Голос — очень хрупкий инструмент. Не все артисты, обладая хорошими природными данными, умеют постоянно находиться в хорошей вокальной форме. Есть ли у вас собственный секрет?
— В день спектакля я стараюсь поменьше разговаривать, так как речь утомляет связки даже больше, чем само пение. Я знаю многих вокалистов, которые предпочитают отлежаться, отоспаться, отъесться, но это не для меня. Быть в форме мне помогает спорт: плавание, бег, гимнастика. Это укрепляет голос и помогает сохранить фигуру. Я ведь актриса и должна хорошо выглядеть. Конкуренция в оперном мире колоссальная. Многие сопрано выглядят как матроны и именно поэтому проигрывают. Зрителям подчас трудно совместить внешность раздобревшего артиста с ролью, которую он играет. Нынешние режиссеры требуют от исполнителя пластики, раскрытия драматического образа. При этом не должна теряться точность музыкальной фактуры произведения. За рубежом вокалом с солистом никто не занимается, лишь расставляются акценты. Уже на первую репетицию все певцы должны приходить с разученной партией.
— У вас были самые именитые партнеры. Кто из них произвел на вас самое большое впечатление?
— В декабре 1995 года я дебютировала на сцене Ла Скала. Разве можно когда-нибудь забыть те мгновения радости? Ведь для любой певицы выступать там — подарок судьбы и одновременно огромная ответственность. Мне кажется, там даже стены словно пропитаны музыкой. Самым незабываемым моим партнером был Лучано Паваротти. Я считаю его лучшим тенором ХХ столетия. Никто из молодых солистов еще не приблизился к его мастерству владения голосом и сценическому темпераменту. Он поет душой, и в этом его сила. У Паваротти солнечный чарующий голос. Некоторые артисты подшучивают над Лучано, зная, что он большой гурман. Мне кажется, что его каприз возить с собой повара вызван элементарной заботой о собственном здоровье. В разных странах национальная кухня во многом отличается от итальянской. Певец привык к своему режиму и доверяет собственному повару.
С Пласидо Доминго я встречалась в двух его ипостасях — он был моим партнером в опере «Пророк» и дирижером в «Травиате». Наблюдая за мастерами, я заметила, что чем более значимая личность, тем она проще в общении. Эти артисты очень ранимы и непосредственны. Они не кичатся своей всемирной славой и не напыщенны. Лучано и Пласидо первые подходили ко мне со словами поддержки на репетиции. После этого мне хотелось петь еще лучше и все напряжение сразу улетучивалось. На спектаклях с ними я ощущала себя как за каменной стеной. Это партнеры от Бога.
С Дмитрием Хворостовским мы познакомились на Всесоюзном конкурсе вокалистов. Затем не виделись более десяти лет. В прошлом сезоне мы встретились в Германии и вместе выступали в Мюнхенской опере в спектакле «Севильский цирюльник». За десять лет театральной карьеры у меня были разные партнеры, но эти певцы заметно отличаются от многих.
— У каждой певицы есть любимая партия, а у вас?
— Мое имя на Западе ассоциируется с партией Виолетты. Эта роль стала ведущей и судьбоносной в моем репертуаре. Именно с ней я дебютировала во всех крупных театрах зарубежья. Для меня эта партия — часть меня самой. А Виолетта не роль, а словно живой человек. Я обращаюсь к ней, как к подруге. Люблю партию Эльвиры из оперы «Пуритане», Лючию ди Ламмермур из одноименной оперы Доницетти. За границей я пою музыку, которая, возможно, в Украине не так популярна, — бельканто. Она требует невероятной тонкости и техничности исполнения. Ежедневно занимаюсь своим голосом, поэтому многие годы самые сложные партии остаются в моем репертуаре.
— Сейчас многие обеспокоены тем, что оперное искусство становится элитарным. Молодежь с увлечением слушает современные ритмы, а классические произведения знают и любят немногие меломаны. Каким вы видите будущее оперы?
— Мне кажется, опера — это вечное искусство. Меломанами не рождаются, а становятся. Одни приобщаются к лучшим музыкальным образчикам с детства, а кто-то откроет для себя классику в зрелом возрасте. Первый поход на симфонический концерт или оперный спектакль может приворожить или, наоборот, отвернуть зрителя. Я не согласна, когда говорят, что опера — элитное искусство. Нужно просто любить музыку и пение. Можно начать знакомство с классикой с более легких для восприятия произведений. Послушать разных исполнителей, побывать на нескольких спектаклях. Нынешние тенденции на Западе — упростить постановки, убрать вековые наслоения. Многие режиссеры отказываются от кринолинов в костюмах, архаичности в декорациях. Мне тоже не нравится выступать в шиньонах, костюмах с бантиками и рюшками. Новая опера более динамична. Она не разменивается на детальные завитки, костюмы просты, функциональны, легки в работе. Артист сосредоточен на внутреннем мире героя и более полном раскрытии музыкальной фактуры произведения. Я приведу пример новой постановки «Травиаты» в Кельнской опере. Режиссер Гюнтер Кремер попросил меня сделать очень легкий макияж и распустить волосы. Моя героиня была одета в легкое черное платьице и белоснежный брючный костюм. И эти штрихи приблизили героиню спектакля к нашим дням. Сцена показывает живой мир, то, что с нами происходит нынче. Мы искали новую пластику, чтобы она была естественной, а не нарочитой.
— Вы редко выступаете в Украине. В экс-родном театре Национальной оперы о вас говорят как о гастролерше, которая нынче певица мира, а не украинская артистка...
— Всегда, в любой стране, где бы ни выступала, подчеркиваю, что я украинка. Просто сейчас сильно загружена контрактами, которые расписаны на два года вперед. Но стараюсь хотя бы несколько раз в году приехать на родину. Я не требую баснословных гонораров. Наверное, это плохо. Нужно себя любить, а то некоторые на голову могут сесть. Но я понимаю, что сейчас не самые лучшие времена. Деньги я могу заработать за рубежом, а дома выступаю, чтобы получить эмоциональный заряд от своей публики. В июле в составе украинской делегации принимала участие в гранд-концерте «Золотые голоса Украины» на Международном фестивале искусств «Славянский базар» в Витебске. 5 сентября буду петь в Одессе «Травиату» и выступать в заключительном концерте на оперном фестивале «Золотая корона». В Национальной филармонии Украины запланирован мой сольный концерт 19 сентября. Хочу привезти программу, которую киевская публика еще не слышала. Моим аккомпаниатором будет гениальный пианист Важи Чичава. Мы впервые с ним выступали пять лет назад в Большом зале Московской консерватории. Мне очень приятно, что он согласился вместе выступать. Сейчас веду переговоры с Харьковским оперным театром. Город будет отмечать 125-летний юбилей, и в рамках праздника пройдет спектакль «Травиата» с моим участием. 26 сентября уезжаю в Кельн, а домой вернусь только перед самым Новым годом. Потому что еще 31 декабря в Бонне исполняю партию Джильды в «Риголетто». В этот же период проведу турне по Швейцарии и Италии. Я даже не знаю, как все это совместить — работу и личную жизнь. Моя семья буквально плачет, что редко меня видит.
— Некоторые оперные примадонны утверждают, что если хочешь стать звездой, то приходится жертвовать личной жизнью. У вас очень гармоничный брак. Говорят, что со своим будущим мужем вы познакомились еще в детстве. Как это произошло?
— В 14 лет я поступила в музыкальное училище им. Глиэра к Ивану Игнатьевичу Паливоде. Однажды он сказал: «Знаєш, Вітусю, в мене є хлопчик, який зараз в армії, але в нього такий чудовий голос! Треба вас обов’язково познайомити». Хорошо помню нашу встречу с Юрой, которая состоялась 13 ноября в актовом зале училища. Когда он запел, сразу я влюбилась в него. Это было чистое и красивое чувство! Юра ждал, пока я вырасту, целых пять лет. Мы встречались у меня дома. Он помогал мне заниматься музыкой, вместе слушали записи опер, следя за исполнением по клавиру. Думаю, что именно общие интересы сделали наш брак крепким и органичным. Ведь муж (Кокозей Юрий Михайлович, певец, работал в капелле бандуристов Украины, преподавал в консерватории на вокальном факультете. — Т. Г.) практически посвятил себя моей карьере. Считаю, что во многом благодаря ему я состоялась как оперная певица. Он до сих пор меня опекает и помогает в жизни.
— Виктория Ивановна, на ваш взгляд, насколько изменилась наша Национальная опера с тех пор, как вы были ее солисткой?
— После смены руководства театром стали больше ставить новых постановок, приглашать режиссеров из других театров. Хорошо, что оживилась гастрольная деятельность. Артисты стали чаще показывать свое искусство за рубежом. Судя по отзывам критиков, они там хорошо выступают. Самое главное, чтобы наша Национальная опера вышла на более высокий уровень и не была провинциальным театром. Я надеюсь, что в скором будущем киевский театр будут сравнивать с Мариинкой или с «Метрополитен-опера». Например, если у нас поставят такой спектакль, как «Дон Паскуале», то я с удовольствием выступлю. Ведь эта опера не требует огромных финансовых затрат. Нужны только хорошие голоса и постановка, сделанная с любовью. Прошли те времена, когда в каждом областном центре создавался оперный театр. Это нереально сегодня. Мне кажется, Украине нужно всего несколько театров. Именно в Киеве должны выступать самые лучшие артисты, здесь нужно ангажировать знаменитых режиссеров и дирижеров. И тогда каждая новая постановка оперы будет событием в культурной жизни страны.