Виктория Лукьянец: «НЕ ТЕРЯЙТЕ МЕЧТУ!Предлагаем вам эксклюзивное интервью с заслуженной артисткой Украины, солисткой Национальной оперы Украины, солисткой Венской Штатсоперы, лауреатом международных конкурсов Викторией ЛУКЬЯНЕЦ. Певица, неделю гостившая в Киеве, дала это интервью специально для «ЗН» 9 июля в киевском аэропорту «Борисполь» за час до отлета в Вену, где она живет и работает в последние годы. Австрия оказалась первой страной, пригласившей украинскую певицу на постоянный контракт. Виктория с достоинством несет по миру звание солистки венской Штатсоперы. Этот театр постоянно поддерживает ее и позволяет выступать на других сценах.
- Виктория, скажите, если бы сегодня состоялось ваше выступление в Киеве, как вас пришлось бы представить в афише?
- Я думаю, что и как солистку Венской оперы, и как солистку Национальной оперы Украины. Я все же планирую возвращаться, верю, что у нас будут изменения, будет введена контрактная система и появятся спектакли, поставленные специально для меня.
- Как бы вы подытожили для себя истекший сезон?
- Этот сезон был, пожалуй, пока самым важным в моей жизни. Было три дебюта в трех крупнейших театрах мира - на Зальцбургском фестивале, затем две постановки в «Ла Скала», и, наконец, дебют в лондонском «Ковент-Гардене». В Лондоне я пела партию Медоры в двух спектаклях малоизвестной у нас оперы Верди «Корсар». Мне давно была известна запись, сделанная с участием Джесси Норман. Выступления прошли с большим успехом, Би-би-си сделала запись. Надеюсь, она скоро попадет и в Украину - сначала в виде кассет, а затем, может быть, и на компактах.
- Как часто вы записываетесь, какие еще записи выпущены?
- Конкретных планов на будущее в этом смысле пока нет. Но есть заинтересованность со стороны таких фирм как «Филипс» и «Дойче Граммофон». Впрочем, были записи, которые мне очень помогли на Западе. Французская фирма «Шан дю монд» совместно с «Русским сезоном» три года назад выпустила в Москве шестидесятипятиминутный компакт, на котором с оркестром Большого театра записаны все русские арии для лирико-колоратурного сопрано. Сейчас этот компакт необыкновенно популярен на Западе. И, хотя я с этого ничего не имею, он когда-то сыграл свою роль для моей рекламы. Он стоит 30 долларов, я сама видела его в магазинах. Его хорошо покупают.
- Насколько заранее расписан ваш график?
- За два года - минимум. Весь следующий сезон расписан буквально по часам.
- С кем из партнеров по сцене и из дирижеров вам было особенно приятно сотрудничать?
- Из дирижеров - это, конечно же, Рикардо Мути - главный дирижер «Ла Скала». А из партнеров - Лучано Паваротти и Пласидо Доминго.
- Каковы ваши ближайшие творческие планы?
- Этот сезон для меня еще не закончился. Уже завтра я должна быть в Зальцбурге, где буду петь на знаменитом моцартовском фестивале Донну Анну в «Дон Жуане» - партию, которую я выучила и спела в первый раз здесь, в Киеве. Потом, в сентябре, три спектакля в Вене, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, это открытие сезона. Моим партнером будет Нейл Шикофф - известный американский тенор русско-еврейского происхождения. А 16 сентября улетаю в Америку, где 2 октября дебютирую в «Метрополитен Опера» в партии Виолетты.
- Это будет ваше первое выступление в США?
- Да, до конца октября будет шесть спектаклей. Затем - три спектакля «Бал-маскарад» в Вене. 14 ноября у меня новая постановка «Риголетто» в Женеве, буду петь Джильду. Вот мой график до конца года. Затем предстоит важная для меня работа в венской Штатсопере, я впервые буду петь партию Эльвиры в «Пуританах» Беллини, в трех спектаклях. За дирижерским пультом будет стоять Пласидо Доминго. После этого будет «Дон Паскуале» Доницетти в Бельгии, в течение всего февраля. В марте-апреле предвидятся мои очередные спектакли в Вене - «Волшебная флейта», «Любовный напиток», «Севильский цирюльник». И с 14 мая - опять «Ковент-Гарден», вердиевский фестиваль, «Риголетто». Как видите, все расписано до конца сезона.
- Ваш репертуар быстро пополняется, что вы мечтаете спеть еще?
- Моя мечта о «Пуританах», надеюсь, осуществится. Я еще не пела на Западе Лючию, а очень бы хотелось. Я ее не раз пела в Киеве. Также, если помните, в Москве я пела Марию Стюарт. Эта опера очень редко идет на Западе, я мечтаю показать партию Марии и там, так как эта партия лирико-драматического плана, как и Виолетта. В ней можно показать все чувства, все эмоции, поэтому я очень мечтаю ее спеть.
- Что вы могли бы сказать об оперной режиссуре на Западе, каков ее уровень и отличительные черты?
- Режиссура там невероятно прогрессивна. Если ставят, например, «Питера Граймса» Бриттена или «Джезуальдо» Шнитке, это всегда современная режиссура с модернистскими акцентами, ей уделяется огромное внимание. А в классическом репертуаре режиссура больше базируется на актерской игре. Поэтому такие режиссеры как Нойенфельд или Вернике почти месяц работают с актерами. Это для них очень важно. И я всегда ожидаю работу с режиссером.
- Многим не терпится узнать, когда вы будете петь в Киеве?
- Я обещаю, что, начиная с сентября месяца, я спланирую сезон 1997/1998 года так, чтобы приехать в Киев. В ближайшем сезоне что-то может измениться только в силу экстремальных обстоятельств, уже все распланировано. Зато в будущем у меня будет уже гостевой контракт, который не будет обязывать меня постоянно находиться в Вене.
- Расскажите какой-нибудь забавный эпизод из вашей театральной жизни.
- Уже всем известен случай, когда в «Ла Скала» перед премьерой «Волшебной флейты» у меня украли туфли. Кроме того, был и такой случай. Год назад в Зальцбурге за час до спектакля певица отказалась петь Виолетту. И мне пришлось очень быстро себя подготовить и дебютировать на фестивале, заменив певицу. Даже у нас подобное не практикуется. Дирижировал маэстро Рикардо Мути. Когда он узнал, что заменять буду я, то сказал, что доволен и совершенно спокоен и что со мной ему будет легко.
- Что значит для вас режим певца?
- Этому уделяется абсолютно все время. Режим - это главнейшее для певца. Приходится вести себя по-спартански. Я всегда берегусь кондиционеров, холодного питья, холодного воздуха, сквозняков, всего, что может повредить голосу или организму в целом. Это титанический труд, очень тяжелая работа.
- Что представляет собой репетиционный процесс и работа с концертмейстером в условиях западного театра?
- Я должна приходить к концертмейстеру уже с приготовленной партией. Как я ее буду готовить - никого не интересует. Если я не могу сделать ее сама или она нова для меня, я должна брать частные уроки с концертмейстером, которые стоят как минимум 40-50 долларов в час. Но я прихожу в театр с уже выученной партией и только тогда показываю ее дирижеру. Потом начинаются репетиции. Это минимум 5-10 спевок и две оркестровые. После этого - спектакль. Как видите, не так много. Поэтому все должны быть профессионалами в высшей степени.
- Занимаетесь ли вы концертной деятельностью?
- Моя концертная деятельность на Западе уже потихоньку начинается. Для меня важным было выступление в этом сезоне на открытии венской Фествохе, 18 мая на знаменитой Ратхаус-Платц, где собираются толпы людей. Я пела с оркестром последние песни Рихарда Штрауса. Это было мое первое концертное выступление на Западе. Иногда доводится участвовать в концертных исполнениях опер, как это было, например, 30 мая в «Ла Скала», когда я пела Воглинду в «Золоте Рейна» Вагнера. Сейчас планируется благотворительный концерт «звезд» в пользу венецианского театра «Ла Фениче». Он пройдет в Зальцбурге в замке Хелльбрунн. Я собираюсь спеть там «Вокализ» Рахманинова. Но на Западе надо иметь сначала имя и сделать его в оперном театре. Потом уже люди будут ходить на твои концерты, тем более - на сольные.
- Все мы до сих пор помним вашу ослепительную сольную программу в киевской опере!
- Да? Спасибо! (Смеется).
- Как вы считаете, способствует ли развитию будущего вокалиста ранняя профессиональная причастность к музыке - грамотное сольфеджирование в детстве, владение инструментом?
- Я всегда об этом говорила. Это не просто важно, а необходимо, без этого невозможно обойтись. Я занималась музыкой с четырех лет. Закончила музыкальную школу как пианистка. Могу сказать, что теперь большую часть партий я учу так - беру клавир и в самолете или в поезде внутренним слухом прочитываю любой нотный текст. Конечно, помогает и знание языков.
- Кстати, какими иностранными языками вы владеете?
- Я владею на хорошем разговорном уровне немецким, английским и итальянским. То есть я могу свободно общаться на этих трех международных языках. Сейчас мечтаю о французском, очень хочу его изучать. Ведь в 1998 году у меня предвидится дебют в редко исполняемой сейчас опере «Пророк» Мейербера. Иоанна Лейденского будет петь Пласидо Доминго, Фидес - Агнес Бальтса, а я - партию Берты.
- Какой смысл вы вкладываете в понятие «украинская вокальная школа», существует ли она?
- Она существует, ее просто надо развивать. Думаю, что нужно уделять внимание таким педагогам, как, скажем, мои первые педагоги - Иван Игнатьевич Паливода и Елизавета Ивановна Чавдар, воспитавшие уже целую плеяду певцов. А школа эта начиналась с Елены Муравьевой, Ивана Козловского. Все лучшее надо культивировать, надо устраивать майстерклассы. Например, ди Стефано, Паваротти, Доминго их постоянно проводят. Почему же этого не делать у нас? Ведь у нас были и есть корифеи, нельзя их забывать - Евгения Мирошниченко, Бэлла Руденко, Анатолий Соловьяненко.
- Посещаете ли вы «чужие» спектакли, живя за границей?
- Очень часто! Если я нахожусь в Вене, каждый свободный вечер провожу в театре - на галерке, в «кюнстлерложе». Считаю необходимым слушать певцов «живьем». Пусть это будет бас, баритон, тенор - неважно, главное - личность, «персоналите».
- Интересно, в каких странах вам уже удалось побывать?
- Я объездила около двадцати стран и пела во всех главных театрах мира. Сейчас из крупных театров остался только «Мэт».
- И все же, в основном это была Западная Европа?
- В основном - да. Правда, у меня было приглашение спеть сольный концерт в Претории. Но его не удалось совместить с графиком. Было много приглашений в Чили. Но пока приходится отдавать предпочтение более престижным предложениям.
- Что бы вы пожелали вашим собратьям-вокалистам из консерватории и музыкального училища?
- Не терять мечту! Сейчас очень трудно жить, но все-таки надо мечтать и верить в то, что где-то светит ваша звездочка. И нужно, конечно, титанически работать. Побольше слушать, не оставаться в своем маленьком мирке, не замыкаться в своей ауре. Стараться усваивать и брать на вооружение все лучшее. Я всегда старалась брать то лучшее, что было у моих коллег и конкуренток.
Заканчивая интервью, мы пожелали Виктории успехов и выразили надежду побыстрее услышать ее в Киеве. В ответ она одарила нас очаровательной улыбкой и вскоре скрылась в потоке пассажиров рейса 616 «Киев-Вена»... И мне подумалось - дай Бог, чтобы Виктория всегда оставалась украинской певицей, чтобы судьба «блуждающей звезды» не отдалила ее от нас.