(Не по Эдуардо де Филиппо)
Романа Виктюка я знаю ой как давно. Еще со львовских, киевских, вильнюсских времен. А уж когда он обосновался в Москве, я старалась не пропустить ни одного спектакля режиссера в разных театрах. Тем более, в театре Романа Виктюка.
Конечно, есть и другие театры, которые вынесли в название имя главной персоны - Станиславского, Гната Юры, Любимова, Товстоногова... МХАТ, Театр имени Франко, Таганку, БДТ, собственно, так и знают. Есть театры, которые не имеют права называться именем своего руководителя. А в случае с Виктюком все по правде и откровенно. Имя и фамилия в названии - не нескромность, не дань моде. Просто правда. Ведь эта сцена заявляет кредо, программу, почерк именно этого человека, красивого, непредсказуемого, целостного - режиссера с большой буквы. Но я не решилась бы сказать: это театр суть режиссерский; в нем высоки и актерская культура и мастерство.
Роман Виктюк: «Наши актеры особенные. Все время идет процесс профессионального и духовного обогащения. Они аристократично - нужно избавиться от негативного привкуса этого слова, - аристократично прекрасны. Ответственность, высокий дух, любовь, тепло... Они - дети, а все мы - семья».
Говорили мы и об успехе театра Романа Виктюка в Киеве.
Р.Виктюк: «Это зависит от настроения города, его культурной ситуации, во-первых. Во-вторых, новый для Киева репертуар: Хуанг, Набоков, Женэ, даже Коляда.
В-третьих, отрывки информации, кто-то кому-то сказал, прочитал, услышал, увидел по телевизору. Это распространяется. Но основное - магия театра, небесная структура, которая проникает в человеческие души. Таинство. У нас есть ангел, который, я думаю, нас не покинет...»
Говорили и о постановках Романа Григорьевича в Киеве: «Уроки музыки», «Священные чудовища», «Дама без камелий» в Театре имени Леси Украинки. Какая школа для киевских актеров и киевских зрителей! на фоне «гладеньких» других спектаклей. Когда даже уроки жизненной невзрачности стают уроками красоты искусства.
Р.Виктюк: «Все спектакли - о душе, о духе, о человеке. «Уроки...» я ставил еще за двадцать лет до Киева в театре Московского университета. Пьеса была приговором системе. И хоть до киевской премьеры прошло немало времени, думаю, пьеса не устарела. А Киеву был нужен эстетический мир автора - Людмилы Петрушевской, коего он был лишен, как и мира Александра Вампилова. В их произведениях диагноз и совет, надежда на преодоление бездуховности. Когда все виновны и все жертвы».
Мне жаль, что «Уроки музыки» не идут в Киеве ныне, как и два других спектакля режиссера. Исчезли со сцены Русской драмы метаморфозы Виктюка... Я счастлива, что «Священные чудовища» смогу увидеть в программе ретроспективы. В который раз задумываюсь над проблемами, которые ставят автор Жан Кокто и интерпретатор Роман Виктюк. Может ли быть священное чудовищным и чудовищное священным? Тема многих спектаклей, не только пьесы Кокто.
В ретроспективе разные спектакли, разные актеры, разные театры. Но вечные вопросы. И ответы режиссера.