В Тернопольском областном краеведческом музее открыта выставка «Сакральная скульптура XVIII—XIX вв.» Экспозиция развернута в рамках международной конференции, посвященной изучению скульптуры эпохи барокко-рококо на территории Западной Украины. И хотя тематически похожая выставка продолжает свою работу и в залах Львовской национальной галереи, экспонаты из собраний тернопольских художественного и краеведческого музеев поразили даже ученого с мировым именем, профессора Петера Фолька.
...В архивных документах его фамилия пишется как Пильзе, Пильце или Пильзнов. Но чаще всего встречается вариант Пинзель. Хотя словосочетание «чаще всего» здесь преувеличение: просто такую версию в качестве общепринятой взяли научные работники.
Впервые имя скульптора обнаружили в 1937 году в церковных книгах, вывезенных в Польшу после пожара Бучачской ратуши (1859 год), где указывалось, что мастеру Пинзелю за резьбу алтарей приходского костела в Монастыриске уплачена довольно крупная сумма — 37 тысяч золотых. Спустя полвека, в 1996-м, польские исследователи Пьетр Красный и Ян Островский нашли и обнародовали еще несколько архивных упоминаний-записей: 13 мая 1751 года в Бучаче в статусе неженатого «алтарного скульптора» Иоганн Георгий Пинзель обвенчался по римско-католическому обряду с вдовой Марианной Кейтовой (в девичестве Маевской). Кстати, мастер и его избранница предстали перед алтарем, изготовленным им самим.
Спустя год, в июне, в этом же храме они крестили своего первенца Бернарда, крестным отцом был Бернард Меретин, с которым Пинзель дружил. Плодом объединения способностей этих двух незаурядных фигур — архитектора Меретина и скульптора Пинзеля — стала возведенная в том же 1751 г. Бучачская ратуша. В упомянутой записи Иоганн Георгий уже назван «мастером скульптурного искусства».
Спустя семь лет, почти день в день, указывают в своей статье к каталогу «Боцетти И.Г.Пинзеля» профессор П.Фольк и аспирантка О.Козыр, принял крещение второй сын скульптора — Антон. «А 24 октября 1762 года вдова Пинзеля вступает в брак в третий раз. Эта запись свидетельствует, что умер он если не осенью 1761 года, то, самое позднее, — в начале 1762 года», — подытоживают исследователи.
— Хочу напомнить, что история ренессанса Бучача, — рассказала искусствовед, работница ТОКМ Вера Стецько, — приходится на годы деятельности одного из потомков герба «Пилава» — Николая Потоцкого. Из архивных источников известно, что благодаря щедрым денежным пожертвованиям графа велось строительство прекрасных соборов в Бучаче, Монастыриске, Почаеве. Аристократ-реформатор основал для местных детей василианскую гимназию и конвикт (школу-интернат) на 12 учеников. Потоцкий мечтал построить свое семейное гнездо по самым лучшим европейским образцам, для этого в Бучаче была открыта специальная фабрика, где мастера-профессионалы обучали учеников ремеслам. Напомню, что у графа работали Бернард Меретин, Мартин Урбаник, Готфрид Гофман, Францишек Олендзкий, Иоганн Пинзель. Уровень выполненных работ, которые сохранила для нас история, свидетельствует, что скульптор пришел в Галичину уже имея за плечами определенный опыт. Кроме того, научные работники сравнивают творческую манеру Пинзеля с работами выдающегося представителя чешского барокко Матея Брауна, римского скульптора и архитектора Лоренцо Бернини, а каменные фигуры Львовской ратуши своим динамизмом, темпераментом, мощным порывом напоминают рельеф «Битва Кентавров» великого Микеланджело.
На территории Тернопольщины первой и едва ли не единственной развитие скульптуры периода барокко-рококо исследует искусствовед Вера Стецько. Именно она во время экспедиций вместе с известным научным работником из Львова Борисом Возницким в полуистлевших, загрязненных фигурах сумела распознать непревзойденную работу Антона Осинского. Таким образом в музейные фонды Тернопольского краеведческого попали скульптуры этого мастера «Св. Симеон», «Св. Роза», «Епископ» и другие. Большинство этих вещей пребывали в таком состоянии, что реставраторы боялись в полном смысле слова лишний раз на них дохнуть.
Однако теперь Тернопольский краеведческий музей хранит в своих фондах крупнейшую, наверное, не только в Украине коллекцию скульптурных произведений этого мастера — шесть алтарных фигур. Сейчас г-жа Стецько работает над изучением найденных работ тернопольского Микеланджело — Пинзеля. А.Осинский и И.Пинзель были современниками. И если о первом в архивах сохранились хоть какие-то данные, фигура Пинзеля до сих пор остается «в тени истории». Из-за отсутствия сведений о нем некоторые исследователи приписывали авторство большинства найденных скульптур именно Осинскому. Первые сомнения появились, когда в 1906 году в одной из львовских газет исследователь Болоз-Антонович упомянул Пинзеля в качестве автора каменных скульптур на фасаде собора св. Юра во Львове.
— В отличие от этих произведений, скульптуры, размещенные на фасаде ратуши в Бучаче, сегодня пребывают в плачевном состоянии. Уже не один год обсуждается вопрос о создании здесь музея барокковой скульптуры, — продолжила рассказ В.Стецько. — Мы предлагаем снять с крыши все фигуры, кстати, большинство их уже отреставрировано, и открыть внутри ратуши экспозицию. Взамен установить изготовленные копии. Время не пощадило композиции. Изготовленные из местного мягкого материала — песчаника, они выщербились, потеряли невыразительность формы, но их еще можно спасти.
Пинзель в скульптурах «Геракл, раздирающий пасть льва», «Фемида», «Невольник», «Запорожец с трубкой» ярко продемонстрировал свободное владение пластикой в камне. Потерять эти шедевры мы не имеем права.
...Осмотрев выставку, профессор Фольк сознался, что собрание претендует на стационарную экспозицию и сможет украсить даже всемирно известные музеи, ведь такими образцами духовности может похвастать не каждая страна. Во время работы конференции обсуждался вопрос проведения в Тернополе выставки шести фигур боцетти, принадлежащих резцу Пинзеля и сейчас на три года переданных Баварским национальным музеем (Мюнхен) для экспозиции во Львов. Боцетти — это небольших размеров (8—12 см) скульптуры, которые мастер изготавливал, прежде чем начинать работу над скульптурой в натуральном масштабе. Такие пластические эскизы не только Пинзеля, но вообще скульпторов львовской школы практически не сохранились. Поэтому исследователи считают по-настоящему счастливым событием появление на баварском художественном рынке осенью 1999 года шести боцетти.
— Так неожиданно, именно в малом формате, проявился большой размах резца Мастера, и в этом — его особая неповторимость, — завершила рассказ об неизвестном-известном гении Пинзеле аспирантка Львовской национальной академии искусства Оксана Козыр.