Развитость сети кинотеатров в Америке принято оценивать не по количеству зрительских мест или количеству просмотровых залов, а по «площади покрытия» — то есть радиусу населенной зоны, жители которой имеют больше всего шансов оказаться в конкретном кинотеатре. При этом если в 1960 годах эта зона покрытия в среднем составляла 25 километров, то сейчас она сократилась до 5 километров (а катастрофическое опустение кинотеатров началось после преодоления критической величины в 7—8 километров).
Характерно, что основными зачинщиками строительства таких супергигантов стали операторы торговых центров, которым крайне необходимо было получение стимула для привлечения огромных толп людей. А теперь в таком стимуле нуждаются уже сами мегаплексы. И, как ни странно, гораздо больше, чем на нехватку зрителей, владельцы таких мегаплексов жалуются на нехватку «стоящих» фильмов. Как показывает статистика, в Америке единовременно «делает погоду» не более 14 фильмов. Иными словами, кинокомплекс с более чем 15 зрительными залами не сможет обеспечить достаточное количество безотказных приманок для зрителя. Эта статистика не нова, и создатели мегаплексов прекрасно о ней знали. Но понадеялись на помощь из-за границы, а также на создание более узких «клубов по интересам» среди зрителей. Однако заграничные фильмы, которые американского зрителя никогда особенно и не интересовали, так и остались без должного (с кассовой точки зрения) внимания, а интерес по-прежнему в Америке вызывает лишь нечто такое, о чем говорит как минимум три четверти посетителей курилки.
Более того, такое обилие алчных до кинопродукции мегаплексов, по мнению специалистов, способно привести к резкому снижению конкуренции среди голливудских кинопроизводителей. Финансовые трудности, которые испытывает сейчас империя Руперта Мэрдока, могут, конечно, носить временный характер, а могут стать и первым проявлением подобной тенденции. После ошеломляющего успеха «Титаника» нынешний кандидат на роль кассового хита «Анна и король» принес сплошные разочарования — прибыль Filmed Entertainment по сравнению с предыдущим годом упала со 162 миллионов долларов до 31 миллиона.
С этой точки зрения весьма поучительным является сравнение американских показателей с аналогичными западноевропейскими, тем более что страны Западной Европы стремятся «догнать и перегнать» Америку и по объемам производства кинопродукции, и по объемам ее потребления. Великобритании, в частности, по одному параметру это даже удалось сделать — количество зрительных залов в пересчете на миллион населения там даже выше, чем в Америке (37 против 27). Тем не менее «наполняемость» этих залов в Америке падает все же быстрее, чем в Англии: за 1993—98 годы в первом случае было отмечено падение на 10 процентов, а во втором — «всего лишь» на 7. Зато во Франции, где на миллион населения приходится менее 10 зрительных залов, «наполняемость» за этот же период выросла на 15 процентов. Не последнюю роль в таком положении вещей играет и тот факт, что французский кинематограф отчаянно пытается составить конкуренцию кинематографу голливудскому, хотя и от американской кинопродукции отказываться вовсе не собирается. Тот факт, что в десятке самых кассовых фильмов прошлого года среди американских блокбастеров «затесалась» тройка фильмов местного производства, у французов чувства гордости не вызывает. Однако внушает определенный оптимизм.
Представить себе существование редко пустующего огромного мегаплекса с 20 зрительными залами на четыре тысячи мест в Дюнкерке, небольшом портовом городке с населением в 71 тысячу человек, нам, жителям почти трехмиллионной столицы европейской державы, достаточно трудно. Как показывает американский опыт, возможно, и не нужно. Даже если очень хочется.
Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы