В минувшем тысячелетии в Галиции была достаточно развитая культура усадебной жизни. Зажиточные люди только зимой переезжали в город, а все теплое время года проводили на природе. Сюда же приглашали известных художников, актеров, музыкантов. Благодаря тому, что Западная Украина вошла в состав Союза значительно позднее, здесь сохранилось немало усадебных сооружений. Однако большинство из них пребывают в крайне плохом состоянии и мало чем напоминают о бывших владельцах. Приятным исключением на Львовщине является усадьба семьи Фредро-Шептицких в селе Вишня Городоцкого района. В прошлом году здесь началась реализация общего украинско-польского проекта по восстановлению памятника архитектуры, связанного с жизнью выдающихся для обоих народов семей.
«Еще в 90-х годах прошлого века местные энтузиасты создали музейную комнату памяти Александра Фредро. Более выдающегося литератора, драматурга, комедиографа, если не считать Юлиуша Словацкого, Галиция не дала. До сих пор широкая украинская общественность не знала, что великий польский драматург граф Александр Фредро был дедушкой Романа Шептицкого — будущего митрополита Андрея, крупнейшего церковного деятеля, какого только имеем. Здесь по счастью неконфликтным образом переплелись польская и украинская история», — рассказывает основатель и главный редактор независимого культурологического журнала «Ї» Тарас Возняк.
К сожалению, львовское имение, в котором родился А.Фредро, в 1939 году было разрушено: сразу после смерти А.Фредро семья продала дом, а новый владелец снес его, построив взамен огромное пятиэтажное сооружение. Теперь здесь городская поликлиника. А единственное, чудом уцелевшее имение Фредро в селе Вишня сейчас памятник истории и замечательной усадебной архитектуры начала XIX в.
В Беньковую Вишню Фредро переехали в конце XVIII в. Отец Александра Яцек Фредро хотел как можно быстрее реализовать свою давнюю мечту — жить и работать во Львове. Много усилий для обустройства жилища приложила жена хозяина Марианна. Она высадила клумбы, распланировала тропинки, композиции из деревьев и кустов, заложила новые газоны и сформировала причудливые фигури из травянистых растений. «Вижу ее, всегда занятую садом», — будет вспоминать позднее Александр Фредро. Одним из любимейших мест досуга всех маленьких Фредро — сначала детей, потом внуков и правнуков Яцека — был пруд. Здесь на самом деле очень красиво. Даже сегодня, когда имение переживает не лучшие свои времена, пруд неплохо сохранился.
Место для дома выбрано так, что речка Вишенка, давшая название селу, делает петлю и огибает имение. Вокруг него — большой рукотворный парк из ценных пород деревьев. Среди них есть и совсем непривычные. На одном из деревьев одновременно листва дуба и граба. А тюльпанное дерево, огромная секвойя и даже береза... привитая корнем вверх!
Во дворце уцелели замечательная аутентичная лепнина, кафельные печи, возле которых в прохладные вечера грелось несколько поколений семьи Фредро. Почти не изменились деревянные украшения и замечательная терраса с видом на парк. Поэтому легко представить себе, как Фредро здесь обедали, вели беседы.
Не меньше впечатляет дом своей изысканностью и внутри. Солнечные светлые спальни, украшенные растительным декором, до сих пор радуют глаз. А какие здесь деревянные лестницы с ажурными перилами! Кажется, что хозяева просто поехали куда-то ненадолго и в любой момент могут вернуться. Даже старинная колонка, которой качали воду, действует безотказно.
В этой летней резиденции о Фредро напоминали барельефы с их изображениями над каждым окном. Сейчас некоторых уже нет. В 1944 году барельефы расстреляли из мести за то, что Александр Фредро принимал участие в войне против России на стороне Наполеона.
По случаю открытия экспозиции в усадьбе А.Фредро актеры львовской сцены-студии «Галіціана» София Иванова и Александр Оверчук сыграли здесь один из своих любимых спектаклей — «Фарс любви». В его основе — одноактные пьесы «Свечка погасла» А.Фредро и «О вредности табака» А.Чехова.
Как рассказал режиссер Александр Оверчук, довольно долго творческие дискуссии велись вокруг «Свечки...» А поскольку этот одноактный спектакль продолжается 20 минут и требует определенной мотивации, то искали какой-то интересный ход. Нужно было создать настоящий спектакль, но как? Случайно в руки А.Оверчука попал томик Чехова, в котором был рассказ «О вредности табака». Связь историй этих двух авторов была очевидной.
«Мы очень счастливы, что удалось сыграть эту вещь именно в доме А.Фредро накануне очередной годовщины со дня его рождения и в международный год Антона Чехова, — рассказала актриса София Иванова. — Это было первое звучание произведения А.Фредро в его имении. Несмотря на то что между написанием этих двух произведений прошло много времени и что творили их люди разных культур, стран, мировоззрений, они дали органическую, целостную картину рождения любви. Логическую завершенность произведению придала музыка композитора Александра Козаренко».
В это трудно поверить, но во время действа не обошлось без мистики. Когда в спектакле зашла речь о дожде, который лил как из ведра, за окнами старинного имения с ясного неба хлынул настоящий ливень.
«Только сегодня, впервые попав в этот замечательный дворец, я поняла, что эта пьеса писалась именно тут. Поскольку все, что описывал Фредро — «и большие липы, с другой стороны — луг, а за лугом речка», — все здесь есть. Даже аисты, о которых он пишет, также кружили над нами», — делится впечатлениями София Иванова.
Александр Оверчук добавляет: «Усадьба Фредро — не театр, не музей, а место контакта. Когда я вчера был здесь поздно вечером совсем один, у меня было такое впечатление, что Фредро ходил совсем близко, скрипел половицами, ступенями лестницы и даже покашливал».