Не скоро еще будут звучать арии в помещении Малой оперы (в Киеве, на Лукьяновке). Музыкальный театр, создание которого инициировано нашей прославленной примадонной Евгенией Мирошниченко, столкнулся с серьезным препятствием: землю под Домом культуры трамвайщиков то ли продали, то ли сдали в аренду!
О проблемах Малой оперы в Киеве неоднократно писали и говорили (в частности и на страницах «ЗН»). Того, что такой театр столице нужен, кажется, никто не отрицает. Да и имя Мирошниченко могло бы стать визитной карточкой для будущего творческого коллектива. Напомню, среди учеников Евгении Семеновны — М.Дидык, В.Степова, О.Нагорная, О.Микитенко, С.Чахоян, О.Терещенко, К.Стращенко, К.Абдулина и многие другие. Двенадцати ее ученикам посчастливилось стать солистами Национальной оперы. Остальные поют за пределами страны. А кто-то — в поисках работы, о чем более всего переживает Евгения Семеновна.
Именно забота о молодых дипломированных певцах, которые после окончания учебы из-за невозможности работать по специальности вынуждены менять профиль деятельности или выезжать за пределы Украины, побудила выдающуюся певицу и профессора к созданию собственного оперного театра. За примерами далеко ходить не надо. В соседней России, например, успешно действует Центр оперного искусства Галины Вишневской. Во всем мире набирает распространение опыт создания камерных театров, в которых осуществляются современные экспериментальные постановки. Концепция Малой оперы Евгении Мирошниченко состоит в воспроизведении высокого стиля оперного барокко академического направления, что соответствует высочайшим художественным критериям.
Как известно, еще в конце июня 2004 г. на своей сессии депутаты Киевсовета проголосовали за создание театрально-зрелищного учреждения культуры Киевская малая опера. Начиналось все без видимых препятствий, и тогда же для Малой оперы был выделен бывший Дом культуры трамвайщиков. Были и обещания профинансировать необходимые проектно-ремонтные работы. Со временем реализация проекта Малой оперы получила другой формат из-за земельного вопроса. На сегодня выходит, что земля под Малой оперой то ли продана, то ли сдана в аренду. Респектабельный же театр должен стоять на своей земле. Он — не трамвай, находящийся в постоянном движении. Его движение, как и сам оперный жанр, — явление сугубо условное (как известно, оперный персонаж может хороших полчаса петь о том, что ему нужно куда-то срочно спешить).
...В разбазаривании городских земель своя давняя история. По свидетельствам известного в начале ХХ в. журналиста С.Ярона, «...у нашей управы было своеобразное воззрение на земельную собственность, составляющую принадлежность города. Земля считалась res nullius (ничья вещь), подлежащей захвату каждого желающего, как некогда было в Америке. Любой гражданин мог владеть землей без всяких крепостных актов, а на праве primi occupanti (первого овладевшего)...». Хотя земля и была реальной ценностью и приносила доходы в муниципальную кассу, столетие тому в Киеве ее предоставляли абсолютно бесплатно всем, кто намеревался использовать участок с какой-то полезной целью. Именно таким способом благотворительные общества и отдельные меценаты получали участки под постройку больниц, приютов, училищ. Так, в 1897 г. Киевский комитет заботы о народной трезвости оборудовал «народную чайную» в небольшом деревянном домике на Лукьяновской площади, где вскоре появилась и библиотека-читальня. Уже в 1898 г. комитет закрепил за собой окружающий площадь участок в 350 кв. сажней (около 1600 кв. м), на котором в 1901—1902 гг. архитектор Михаил Артинов соорудил Народный дом, где разместились бесплатная амбулатория, ночной приют для бедных и зрительный зал на 685 мест. (М.Артинов известен как автор проекта жилого дома, стилизованного под украинское барокко и сооруженного для семей Снижко и Хлебниковых на углу пл. Л.Толстого и ул. Пушкинской, 45.) С 1910 г. в Лукьяновском народном доме демонстрировались кинофильмы; в 1917 г. проходили выступления актеров «Молодого театра» Леся Курбаса и учеников музыкально-драматической школы Мыколы Лысенко, объединенных затем в «Кружок украинских актеров» Михаилом Старицким. А с 1920 г. здесь размещался Дом культуры Киевского трамвайно-троллейбусного управления. В 1986 г. помещение было официально провозглашено памятником культуры, охраняемом законом, и с того времени... полностью заброшено, а в 2004 г., как известно, передано Киевской малой опере. Сейчас здесь уже отремонтирована крыша и возобновлены инженерные работы, но значительная (85%) амортизация помещения вынуждает к осуществлению полной реконструкции: укреплению стен, фундамента, расширению сцены и построению оркестровой ямы, реставрации фасада и близлежащей территории.
Евгения Мирошниченко откровенно обвиняет власть в бездеятельности. А Главное управление культуры города такие упреки отвергает, мотивируя проблему тем, что земля, на которой стоит дом под Малую оперу, принадлежит частной структуре. Городская власть якобы запланировала выкуп этого участка или же предоставление какого-то другого помещения Малой опере, которую предполагают открыть в 2009 г.
Но художественный руководитель театра выдвигает собственный убедительный и достаточно грустный аргумент: время, у которого, к сожалению, есть свойство двигаться в одном только направлении...
И все же хочется верить, что пройдет не так много времени и мы услышим молодые мощные голоса, которые продолжат традиции барокковского пения, возрождая не только подзабытые оперные полотна А.Вивальди и Г.Ф.Генделя, но и Д.Бортнянского, М.Березовского, О.Верстовского, О.Серова, Е.Фомина. Постановок своих опер ожидают и современные украинские композиторы.