Недавно под эгидой и по рекомендации ученого совета Института проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины и при поддержке Stedley Art Foundation увидел свет монографический сборник статей Ольги Петровой "Третє око. Мистецькі студії".
Я люблю читать такие сборники исследовательских эссе, написанные одним автором в течение довольно длительного периода.
Во-первых, знаю, что автор мыслит небанально, критически и образно.
Во-вторых, готова к тому, что оценки автора могут не совпасть с моими. Таким образом, есть возможность спокойно, без лишнего эмоционального напряжения, присущего реальной (живой) дискуссии, разобраться как со своими приоритетами, так и с утверждениями автора.
В-третьих, очень ценю этот живой нерв профессионального участника событий.
А еще - просто люблю неожиданности, которые открывают мне ракурсы взглядов Ольги Петровой. Ведь она неординарный специалист. Имеет образование и практику художника. Много путешествует, видит мировые художественные, культурные процессы. Сказывается тот факт, что она не только художник по образованию, но и профессиональный искусствовед и философ, более того, доктор философии, известный культуролог. Ольга Петрова много лет преподает в НаУКМА. Именно этот круто замешанный профессиональный микст и порождает чрезвычайно интересный взгляд, живую реакцию и неординарные выводы, провоцирует читателя посмотреть на художественное событие, судьбу художника или определенное явление под новым углом зрения.
В целом, монографический сборник статей "Третє око. Мистецькі студії" дает важный срез уже довольно утрамбованной культурно-художественной почвы, которая образовывалась последние десятилетия. А мысль автора несет в себе нечто похожее на мощный луч, направленный вглубь времени и деяний.
Такая книга интересна не только студентам Ольги Петровой, художникам, но и коллегам, ведь весомые частицы рацио и эмоцио, переосмысленные автором, часто помогают в профессиональных исследованиях. А наиболее интересно должно быть простому читателю, хотя бы немного приобщенному к современному украинскому искусству. Статьи написаны легко, структурно логично, замечательным языком и, главное, всегда с интригой.
Ольга Петрова умеет и панораму художественного жизни развернуть, и монографическое исследование сделать, и рецензию дать, и мозаику из впечатлений составить. Таким образом, вырисовывается книга на три раздела, каждый из которых назван метафорично и по сути. В разделе "Можливості відкритого твору" содержатся исследования художественно-стилевых тенденций в украинском художественном пространстве с 1960-х годов до настоящего времени. Здесь анализируется движение "от нормативности к творческому плюрализму", определяются "две модели художественного сознания" в искусстве Украины на рубеже веков, путь "от бунта до рынка". Рассматривается "изобразительный радикализм", "критический реализм", природа творческой деятельности, трансавангард по-украински и т.п.
Название второго раздела говорит само за себя: "Архів". Необычайно интересно и познавательно заглянуть в рабочие архивы Ольги Петровой. Там в основном статьи о тех, с кем дружила, кого могла бы назвать и называла единомышленниками и друзьями, - о Ференце Семане, Сергее Параджанове, Григории Гавриленко, Евгении Прокопове, Сергее Животкове, Зое Лерман, Саше Праховой, Михаиле Вайнштейне, Анатолии Лымареве, Валентине Реунове, Борисе Возницком... Это краткий анализ творческих судеб, эскизы образов любимых художников, которые уже ушли за горизонт. И эти "свидетельства очевидца" необычайно ценны, ведь, как всегда, оказывается, что не успел спросить, сказать, договорить...
Третий раздел - "Третє око". Сама Ольга Петрова разъясняет название, называя тексты в разделе "последовательным знакомством с творческими портретами художников". В ее искусствоведческих портретах художников 2010–
2015 гг. представлена "поливариантная модель актуального творческого процесса". Здесь речь идет о "феномене тайны" в творчестве Александра Дубовика, "зазеркалье" Любомира Медвидя, "протоархаике" Александра Животкова, "пейзажизме" Анатолия Криволапа, "неоготике" Николая Шимчука, "культуре чувственности в живописи" Сергея Гая, "художественном сознании" Виктора Сидоренко, "интуиции ума" Юлии Лазаревской, эротизме живописи Романа Жука, диалогах Оксаны Стратийчук и "живописных приключениях" Валерия Шкарупы.
Эта актуальность в определенный период нередко сохраняется и позже, когда проходит время и можно снова, более трезво (поскольку эмоциональное напряжение реакции несколько снизилось) переосмыслить прошлое. Можно посмотреть и подумать на трезвую голову. Тогда очень интересно перечитать заметки с профессиональной реакцией на событие. Прежде всего, это важно не только для самого исследователя, но и для тех, кто идет в этом же направлении исследований и хочет двигаться дальше.
В завершение скажу, что в книге есть прекрасное предисловие философа академика НАН Украины Мирослава Поповича. И блестящее послесловие философа профессора Владимира Лычковаха.