Бальные танцы, бальные платья, бальные туфли, светский этикет... Воображение тут же подсказывает недостающие элементы привычного антуража: роскошный особняк, хрустальные люстры в тысячи свечей, бомонд, сверкающие лимузины, величественный дворецкий на входе. В общем, то ли наш прошлый век, то ли не наш нынешний. А в действительности - высотное здание из стекла и бетона, оснащенное компьютерами и другой современной техникой, за зеркальными стеклами дверей - то ли охранники, то ли менеджеры системы безопасности, а в просторном вестибюле - пестрая тусовка киевской молодежи. Обстановка вовсе не бальная, хотя в многочисленных прекрасно оборудованных залах ребята в джинсах и лосинах разучивают танго, джайв и ча-ча-ча. Идет обычный учебный процесс на кафедре бальной хореографии.
Собственно, обычным этот процесс можно назвать лишь с большой натяжкой. Ведь кафедра бальной хореографии - единственная не только в Украине и в СНГ, но, возможно, и во всей Европе. Открыта она была в Киевском институте культуры в 1994 году. Дата и место события вызывают некоторое замешательство - неужели именно Украина и именно в это время оказалась наиболее охочей до проведения балов? Неужели уровень нашего развития обеспечил самые оптимальные условия для развития искусства бальной хореографии? К чести Елены Васильевны Касьяновой, лауреата международных конкурсов и фестивалей, кандидата искусствоведения, профессора, основателя и руководителя кафедры, такие провокационные вопросы никогда не могли сбить ее с раз и навсегда избранного тернистого пути.
- Воспитанное на психологических установках «мы не графья, и бальные танцы нам ни к чему» наше общество переживает сейчас такое тяжелое время, возможно, не столько в силу объективных экономических, социальных и прочих причин, сколько из-за своей неспособности адекватно реагировать на сложившуюся обстановку, из-за неумения регулировать свое состояние таким образом, чтобы выходить из сложных ситуаций с наименьшим ущербом для себя и для окружающих. У каждого человека есть возможность научиться жить в мире с собой и с окружающим миром, не подчиняясь ему и в то же время не стремясь подчинить его. И в этом помочь могут именно бальные танцы, как бы неожиданно это ни звучало. Умение владеть своим телом, слышать ритм, чувствовать партнера, вести свою партию, не наступая никому на ноги, - разве все эти качества нужны только во время исполнения бального танца? А если говорить более предметно, то действительно именно с изменением политической и экономической ситуации в стране, после того, как украинские бизнесмены, политические деятели получили возможность выхода на международную арену, они особенно остро почувствовали недостатки (а если говорить об общей массе населения, то и полное отсутствие) своего светского воспитания. Каким бы грамотным и талантливым ни был бы наш специалист, но если он не знает, как вести себя в обществе, как стать, как сесть, куда деть свои руки, то он производит гораздо менее выигрышное впечатление, чем заслуживает. А если он еще из-за своего элементарного невежества своим поведением поставит партнеров (и особенно партнерш) по бизнесу в неловкое положение, то в следующий раз они вряд ли захотят иметь с ним дело.
- И все же одно дело - группы бального танца и светского этикета для преуспевающих бизнесменов, для политиков, просто для заинтересованных в своем самосовершенствовании людей и совсем другое - кафедра бального танца в вузе.
- Действительно, мы поставили перед собой цель подготовки специалистов бального танца самой высокой квалификации, которые смогут не только стать режиссерами и балетмейстерами танцевальных шоу-программ, но и будут преподавать в высших и средних специализированных учебных заведениях. Программа подготовки таких специалистов совершенно уникальна, на ее создание ушло целых 18 лет. Зато теперь наши студенты изучают около 30 хореографических дисциплин (а всего их существует около 40), изучают историю костюма, макияжа, основы светского этикета, психологию, педагогику, историю культуры и многое другое.
- Вы говорите так, как будто эта самая сеть специализированных заведений уже существует.
- В том-то и дело, что ее еще нет. Но для того чтобы она появилась, одного энтузиазма мало. Кроме значительных финансовых затрат нужны еще и настоящие специалисты. Когда я слышу, что в детском саду дети учатся танцевать танго, или что в бизнес-группе неподготовленным немолодым людям преподают джайв, я с ужасом думаю о том ущербе, который наносится психике этих людей. Ведь наши преподаватели, как и врачи, в первую очередь должны руководствоваться заповедью «не навреди». А если перед человеком поставить непосильную для него задачу, то это вызовет у него формирование комплекса неполноценности, преодолеть который будет очень и очень непросто. А ведь именно наша отечественная педагогика заложила основы возрастной градации бального танца, именно у нас впервые доказали, что возрастных ограничений для успешного обучения бальному танцу нет, нужно только дифференцированно подходить к разным возрастным группам.
- То есть, как я поняла, именно ваши студенты, которые и станут такими специалистами, и призваны в дальнейшем организовывать подобные специализированные учебные заведения?
- На самом деле задача ставится более широко. Специализированные школы, колледжи, конечно же, нужны. Но не менее нужны уроки хореографии и в самых обычных школах. Вспомните хотя бы неоднократные попытки ввести в общеобразовательных школах уроки ритмики, которые проваливались именно из-за отсутствия соответствующих специалистов. Конечно, в ближайшее время уроки бального танца смогут позволить себе лишь самые элитарные неспециализированные учебные заведения, но не зря говорится, что дорогу осилит идущий.
- Вот тут-то и начинается сплошная проза жизни. Если результаты обучения доставляют радость самим детям и их родителям, то практически неизбежно они вызывают нарекания со стороны профессиональных педагогов. Какой же смысл тогда в подобном размахе?
- Если вы имеете в виду противопоставление обучения техническим навыкам искусству самовыражения, то в действительности эта проблема обязана своим возникновением опять же некомпетентности педагогов. Я, конечно, сомневаюсь, что даже дилетант сможет получить удовольствие от исполнения, при котором танцор сутулится и расхлябанно болтает руками и ногами. Но, с другой стороны, действительно очень часто затянувшееся зазубривание технических навыков, овладение школой подменяет подлинное обучение искусству танца. В детских группах бального танца, которые работают при нашей кафедре, уже через месяц с небольшим после начала занятий мы устраиваем конкурс бального танца. И вовсе не потому, что за такой короткий срок юные танцоры успевают в совершенстве овладеть техникой бальной хореографии, а для того, чтобы они сразу же учились применять на практике полученные, пусть даже и минимальные навыки танца. И хотя мы заранее уверены в том, что из всего количества занимающихся в наших группах как минимум две трети не ставят перед собой цели сделать бальную хореографию своей профессией, мы все же готовим их так, что за тех из них, кто потом решит поступать к нам на факультет, нам краснеть не придется.
- Особую убедительность вашим словам придает тот факт, что вы являетесь единственным в Украине, СНГ и Европе специалистом, защитившим кандидатскую диссертацию по проблемам развития бального танца.
- Да, этим тоже отчасти объясняется уникальность нашей кафедры. Хотя проблем развития бального танца столько, что их с головой хватит еще и на докторскую диссертацию. А ведь бальный танец - это еще и полные драматической напряженности конкурсы, и великолепное сценическое шоу. В последние годы ценителей этого яркого и праздничного искусства становится все больше и больше, выступления артистов созданного при нашей кафедре ансамбля бального танца становятся украшением любого правительственного концерта, презентации, банкета. Среди воспитанников нашей кафедры - призеры европейских и мировых первенств в ансамблевом танце, призеры и участники национальных и международных конкурсов и фестивалей. Есть, наконец, еще один аспект бальной хореографии, на котором я хотела бы остановиться особо. Ведь бальный танец - парный, и, пожалуй, он остался одной из немногих сфер нашей жизни, в которой мужчина и женщина не борются между собой за лидерство, а, оставаясь каждый в рамках роли, определяемой своей собственной психофизиологией, дополняют и обогащают друг друга. Скажите, где еще мы можем с такой силой ощущать себя не просто немужчиной, а ЖЕНЩИНОЙ, призванной украшать и наполнять смыслом жизнь настоящего МУЖЧИНЫ?