...Вспомним, насколько дорог был нам с детства чужой могучий «выдумывательный» талант. Как зачитывались мы «антологией научной фантастики», путешествовали по странному миру Иеронимуса Босха, с любопытством рассматривали репродукции картин Сальвадора Дали! Внутренняя сила молодости сопротивляться стандартам хрущевок и панельных домов гнала юных киевлян к дому с химерами над Театром им.И.Франко. Скулы сводило от стереотипов мышления общества, не в меру заидеологизированного. Мы недовольны были даже притяжением Земли - что же все-таки чувствуют птицы? По стопам нашего поколения идут новые недовольные тем же. Но это уже улыбчивые Икары, которым независимая держава дала залы для показа своих полетов. Одни из них - Таня и Алеша Чупринины, брат и сестра. Тане - семнадцать, Алексею - Двенадцать лет.
Они рисуют что хотят и как хотят. Думают образами, дышат образами, сыплют образами. Таня пробовала писать фантастические рассказы. Алексей испробовал себя в белых стихах и теперь вспахивает целину максим. «человеку ценно то, что в единственном экземпляре и часто отсутствует», «каждый человек имеет все возможности в ограниченном количестве, но отрицает их существование, почесывая свою безграничную невозможность». Признавая этим, что и сам автор умеет хорошо почесываться, все же рассмотрим то, что оказалось возможным.
лето 1993 года - персональная выставка Татьяны «Білі вітрила» (в Украинском доме).
Осень 1994 года - их совместная выставка «Подвійна надійність» (Украинский дом)
Осень 1995 - зима 1996 - персональные выставки в Фонде содействия развитию искусств при поддержке Международного фонда молодежного сотрудничества «Лидер» («Від зернятка до древа» Татьяны и «Про пра...» Алеши).
За 1996 год Алексей получил диплом Украинского центра творчества детей и юношества, а также специальную премию на Всеукраинском конкурсе детского рисунка «10-летие Чернобыля - жизнь в Киеве». Таня с 14 лет пробует себя в книжной графике. в ее оформлении изданы книжки «Залізний вовк» (от журнала «Одноклассник», 1993), в 1996 году - поэтический сборник Ирины Иванченко «Дворы и башни». Но, как говорят 12-летние в Украине, когда уберут из жизни все неприятности, никакая радость уже не будет казаться праздником.
- Ребята, Эдисон в поисках материала для нити накаливания перепробовал 6000 различных материалов, вплоть до материала для вееров. По выражению Николы Теслы, изобретателя электродвигателя переменного тока, телеуправления, радара и многих других замечательных вещей, Эдисон был в труде своем «поистине не человек, а пчела». Нужны ли художнику упорство и трудолюбие «человека-пчелы»? Чувствуете ли вы в себе эти качества?
Таня: Я и выставки так не люблю, как работать. Могу сидеть по 8 - 10 часов в сутки. У меня самое вкусное время - красить. Настоящий балдеж.
Алеша: Хочется быть радостной пчелой. но выставка - это завершение работы. Это полное воплощение картин.
Листы Тани, выполненные в технике темперы, по стилистике напоминают гобелены, но графически точно уложены друг в друга разноцветные пятна, рисунок наполнен витиеватой сложностью буквиц и орнаментальных элементов «Киевской псалтыри».
- А те, кто изображен на листах, они откуда?
- Почем я знаю, - говорит девочка, - приходят и все. Просто хочется создать многообразный, пестрый, щедрый гармоничный мир - вот они и появляются, все эти создания.
Летающие слоны и птицы-пчелы, озорные крученосики с золотыми проблесками на синих шкурках, глазастое множество вариаций, с которыми вполне хочется попрыгать на изумрудной травке и доверить личные тайны.
И тут я с умным видом задаю вопрос:
- А что такое, по-вашему, художник?
Алеша серьезно сдвинув брови:
- В первую очередь - это человек. С мозгами.
- А что будет если этих людей, а также плодов их творчества совсем не станет? Вот были - и нет?
- Вот и наступило бы время посмотреть на «планету обезьян» Пьера Буля в действии, - задиристо отвечает Таня. - Такого просто не может быть!
Алексей свои размышления подал в письменном виде: «художник - человек, размышляющий глобально. Тот, кто может передать свои чувства и мысли понимающему зрителю».
- Выставляться нравится?
Таня:
- Для меня это мучительно. Только и думаю, чтобы не пришли какие-нибудь журналисты и не спросили: почему вы это нарисовали? Что вы хотели этим сказать? Там же все нарисовано. пусть думают, размышляют.
- А вы не хотели бы изменить свой путь? например, поступить в университет на исторический, Алеша, или стать дипломатом?
По Алексею «быть художником» - это и значит быть дипломатом. А Татьяна, если бы не любила и не умела рисовать, поступала бы в педагогическую академию, чтобы стать хорошим учителем младших классов. «Просто люблю малышей».
Татьяне сейчас больше всего нравится черно-белая графика. ее работы, рисованные без подготовительных эскизов, «вживую» на листе, заставляют юную художницу думать в процессе работы одновременно о многом: сюжете, композиции листа, пропорциях, ритмах, внутренней слаженности. Над своими графическими «вышивками» девочка сидит, не замечая ничего вокруг.
Почему рассказываю о юных художниках? От нас требуется сейчас максимум инициативы, изобретательности, динамизма, решительного преодоления рутины, косности, душевной лени. Новые мыслители и творцы помогут нам в ломке психологических преград, в утверждении позитивности созидания. радостная эстетика вокруг нас поможет родить новые идеи - от технологических до всех остальных.
...Переписываю у Алексея, терпеливо исправляя ошибки: «Люди понимают бесценность времени только при приходе тех, за которых говорят: «Они еще не знают ничего», и при уходе тех, которые твердят: «мы знаем все»...