«Бог є лише той, із ким ти є Богиня». Наверняка, никто не задумывался над такой прекрасной истиной. Она прекрасна не только своим лирическим звучанием, но и в первую очередь глубоким и правдивым смыслом, точнее сказать, философским, поскольку изложена украинской поэтессой Антонией Цвит (Антонина Цвыд), которая совсем недавно подарила нашей литературе новый сборник философско-эротической поэзии «Гріховна таїна». Именно как основоположник такого направления известна автор этой книги в литературных кругах Европы. И несмотря на то, что творчество поэтессы ничуть не напоминает ни Шевченко, ни Франко, ни Стуса, ни Симоненко и многих других гениев украинской литературы, имя Антонии Цвит известно не только в Украине, но и за ее пределами.
Одним из первых зарубежных изданий, опубликовавших поэзии А.Цвит, был журнал «Современность», выходящий в Нью-Йорке. Произведения поэтессы представлены в антологии «Перлы лирики европейской» (Варшава, 1982), куда вошли творения Сапфо, Шекспира, Байрона, Есенина. А.Цвит принимала участие в международных поэтических симпозиумах в Польше. «Мы привыкли к тому, что звезды любовной поэзии приходят к нам из Парижа, на этот раз, как видим, из Киева», - так тепло отозвался о поэтессе польский писатель Эдмунд Петрик.
В чем же таинство ее поэзий и чем они грешны? Думаю, нелегко ответить на эти вопросы однозначно. Ведь творчество А.Цвит очень неординарно, точнее сказать - оригинально. Философско-эротическое направление - это далеко не привычная всем нам еще со школьной скамьи лирика всемирно известных классиков - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других. Хотя это именно лирика, но в совершенно ином контексте - в философском переосмыслении окружающего мира, себя в этом мире, человеческого бытия и бытия Вселенной. Произведения поэтессы говорят о познании смысла жизни, всех ее горестей и наслаждений, нераскрытых тайн через путь к Богу, через великую борьбу духовного и земного, через эротическое самопознание. Отыскать свое «я» среди множества умопомрачительных искушений и порою заманивающих в бездну соблазнов. Открыть для себя истину, суметь проложить к ней верный путь, дать своей душе очиститься от зловещих грешных сил, обрести гармонию души и тела, ведь «... без гармонії плоті і духа... завірюха в душі, завірюха!».
И, конечно же, главное, о чем повествуют таинственные поэзии, - это самое прекрасное и вечное - любовь. Любовь с ее безграничной страстью, удивительными, сказочными, неповторимыми ощущениями и одновременно с жестокими испытаниями, муками, страданиями. И все это в философском переосмыслении, в постоянном поиске смысла того или иного жизненного явления, человеческого чувства.
«Іду по краю Прірви
й споглядаю,
як тим, що знизу,
забиває дух.
А я іду. І може, упаду.
Але все 'дно!
Я так люблю - по краю».
На мой взгляд, именно эти строки четко характеризуют как творческий почерк, так и жизненные принципы поэтессы. Идти «по краю» - значит, осмелиться, не бояться проиграть, значит, настойчиво идти к своей цели. Интересно, в чем ее суть? Думаю - открыть перед нами возможность воспринимать совсем по-другому. Идя «по краю», А.Цвит отталкивает себя и нас от традиционных взглядов на жизнь, пытаясь путем ее философского осмысления оторвать нас от стабильности и не всегда верного постоянства мышления. Возможно, следуя «по краю» за поэтессой, кто-то действительно увидел бы жизнь другою, создал бы свой мир любви, страстей, которые победили бы боль, страх. Однако далеко не каждый может перевоплотиться таким образом, найти в себе силы и желание так глубоко переосмыслить свою жизнь, ведь в основном многие просто полагаются на судьбу.
Читая «Гріховну таїну», я вспомнила о художниках-абстракционистах. Мне показалось, что в их творчестве и в творчестве А.Цвит есть что-то общее. Наверняка - это таинство. Там - таинство, передаваемое кистью, здесь - словом.
А может быть, не всегда стоит приподнимать завесу таинственности, загадочности? А просто любить... Любить жизнь, любить друг друга, любить поэзии А.Цвит:
Люби!
Щоб перехоплювало дух
мені від щастя
і від насолоди!