Людмила Мешкова получила благословение от католикоса-патриарха всея Грузии Ильи ІІ |
«Якби я не була українкою, хотiла б бути грузинкою».
Леся Украинка
Людмила Мешкова — основоположник нового течения в керамике — керамическая живопись, автор монументальных керамических панно (одно из самых известных с 1987 г. украшает штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже). Ее первая персональная выставка проходит в Украинском доме.
Людмила Ивановна полюбила Грузию еще ребенком, когда зачитывалась «Мцыри» Лермонтова, а затем открывала для себя мир «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели. «Я люблю Грузию за достоинство, за красоту и щедрость ее народа, — делится художница. — Для меня Грузия — воплощение рая на Земле. В Украине у меня все время болит сердце… А в Грузии нет».
Дорогу в эту прекрасную гордую страну художнице проложила ее родная сестра — выйдя замуж за известного грузинского архитектора Шалву Чедия. Он проработал в Украине 15 лет и внес свою лепту в облик Киева.
История ее творчества — иллюстрация и горькое подтверждение тому, что в своем отечестве пророков нет. И свое духовное отечество Мешкова нашла именно в Грузии.
Людмила Мешкова. Портрет Святейшего Ильи ІІ |
Первая персональная выставка Мешковой состоялась в центральном зале грузинского Союза художников в 1982 году. Тогда она представила свою версию тайн мироздания, смело обнажила то, что предстает ее внутреннему зору, имела ошеломляющий успех. Сам католикос-патриарх всея Грузии Святейший
Илья II посетил выставку. «Святейший патриарх подарил мне оберег — крест из черного агата, — вспоминает Людмила Ивановна. — И произнес: «Вы поразительно чувствуете сверхземное дыхание. Пусть Господь благословит Вас!». Так в далеких 80-х Людмила Мешкова нашла в лице патриарха не только духовного наставника, но и тонкого друга.
Эдуард Шеварднадзе пригласил художницу на аудиенцию и предложил остаться в Тбилиси, пообещал построить мастерскую. Представить нечто подобное в Советской Украине было абсолютно невозможно. Она же решительно отказалась, напомнив партийному руководителю, что в Грузии немало своих талантов, которые остро нуждаются и в мастерских, и в поддержке.
Но грузины помогали, поддерживали и своих, и чужих среди своих. Так сложилось, что в конце 80-х именно грузинские друзья познакомили художницу с украинскими дипломатами и таким образом помогли найти достойную кандидатуру на исполнение монументальной работы для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
Монтировать уникальное панно в Париже Мешковой помогал тоже грузин — гениальный режиссер Отар Иоселиани. «Он пришел со своей подругой Аликс, киноактрисой, французской графиней по происхождению, — с улыбкой вспоминает Людмила Ивановна. — И вот мы втроем разгружали мою керамику. Отар шутя приговаривал, что он режиссер, а не атлет, а вынужден во имя дружбы таскать с графиней мои плитки». Иоселиани убеждал Людмилу Ивановну остаться во Франции, даже показывал квартиру. Но тогда она не решилась просить политического убежища, поскольку, будучи чистым, романтично настроенным, немного наивным человеком, верила…
Хочется процитировать строки Беллы Ахмадулиной из «Снов о Грузии», которые более чем экстраполируются на жизнь нашей украинской художницы:
Меня терзали жизнь, нужда,
Страх поутру, что все сначала.
Но Грузия меня всегда
Звала к себе и выручала.
P.S. Ровно три года назад «ЗН» опубликовало материал о Людмиле Ивановне Мешковой. Он вызвал резонанс, в частности у власть предержащих, которые пообещали решить и проблему высокой арендной платы за мастерскую на территории заповедника «София Киевская», которую художница-пенсионерка не в состоянии оплатить, и вопрос о награждении единственной женщины среди ведущих мастеров часовни Андрея Первозванного. Ведь всех причастных к созданию нового киевского храма наградили орденами и поощрили премиями. Всех — за исключением Людмилы Мешковой!
Чиновники, которые непосредственно обещали во всем разобраться, как были при власти, так и остались. Очевидно, не зря в наших широтах родилась поговорка — «обещанного три года ждут». Но три года уже истекли, а ничего не изменилось...