Представление нигде не рекламировалось - из-за отсутствия средств. Тем не менее некоторым из числа поздноприбывших на долгожданную украинскую премьеру комической оперы Дмитрия Бортнянского «Сокол» пришлось слушать ее стоя.
Замысел осуществить полную постановку оперы на родине композитора впервые за 200 лет существования этого произведения возник год назад. «Однажды я проснулась и поняла, что это хорошая идея, - вспоминает заслуженная артистка Наталья Свириденко, инициатор и постановщик проекта. - Вообще-то у меня много идей, но я чувствовала, что этой суждено реализоваться». Свириденко хорошо знает музыку Бортнянского и его современников. Эта музыка служит основой репертуара трио клавикордистов, которое она создала три года назад в честь Бортнянского. «Мы играли в отрывках чуть ли не всю оперу на наших концертах. Поэтому следующим логическим шагом показалось нам осуществить полную сценическую постановку оперы».
Можно представить себе проблемы, с которыми столкнулась Свириденко в течение последовавших месяцев. Осуществление ее замысла осложнялось сомнениями партнеров и обвинениями в творческом плагиате. Ситуация несколько конкретизировалась в январе, когда первоначально намеченная премьера оперы была отложена из-за «финансовых сложностей». Тогда Национальная филармония объявила о своих планах осуществить постановку «Сокола» к концу месяца. Однако из-за «недостатка энтузиазма части вокалистов» эта предполагаемая премьера также не состоялась.
Но Свириденко и ее деятельные помощники не сложили руки, частично из-за огромных средств, уже вложенных в постановку. Только костюмы, декорации, клавикорд из золота и слоновой кости, на котором играет Свириденко, стоили свыше 7000 долларов, выделенных Киевским заводом театрального реквизита, где все это производилось. Музыканты отлично исполняли свои партии, в чем мог убедиться любой прослушавший их концертные вариации в октябре месяце.
В постановке оперы Свириденко удалось найти золотую середину между стариной и современностью. «Мы хотели воссоздать дух той эпохи, создать истинно камерную постановку, элегантную и изящную». «Сокол» был написан Бортнянским во время пребывания его на должности капельмейстера и руководителя ансамбля вокалистов при дворе Екатерины II и ее преемника Павла I. В его обязанности входило развлекать придворных в те периоды, когда весь двор летом уезжал из Петербурга. При дворе Павла любили замысловатость театрального действа, и неудивительно, что некоторые из наиболее чужеземных черт сюжета оперы были замаскированным авторским комментарием, обращенным к наиболее искушенным зрителям.
Несмотря на всю пышность стиля рококо, сцена на удивление лаконична. Точно найденное место для стула, пары подсвечников, неподвижные позы актеров - вот и все, что украшает сцену. Вполне удовлетворяя требованиям экономии и минимизации средств, отрез золотой ламинированной ткани служит вначале платформой для пантомимы, затем волнистой драпировкой, на фоне которой исполняется дуэт возлюбленных, и в конце концов -- символом их будущего союза, превратившись в связывающий их узел. Дополняет нововведения директора Валерия Бильченко из театра «Сузір'я» и хореографа Аллы Рубиной необычное музыкальное оформление. Дирижеру Сергею Протопопову удается удержать в гармоническом равновесии камерный ансамбль, состоящий из струнного квартета, клавикорда и нескольких духовых инструментов и оперных солистов. Никакого хора. Никакого Хора Недовольных. Даже в финале максимальное количество одновременно поющих исполнителей не превышает шести.
Способность участников сводить эти различные элементы в единое гармоничное целое свидетельствует о высоком уровне профессионализма и самоотверженности артистов на и вне сцены. Было бы несправедливым назвать кого-нибудь одного из них и не упомянуть всех остальных; эта постановка собрала ярчайшие молодые «звезды» киевского небосвода.
Правда, остается еще одна проблема, рожденная этой постановкой. Под шквал аплодисментов, среди моря цветов Свириденко выразила свое убеждение, что оперы Бортнянского и Березовского, композитора, также родившегося в Украине, но получившего образование и творившего за рубежом, - самый подходящий материал для создания основы национальной украинской камерной оперы.
Вне всякого сомнения, такой ансамбль может обогатить музыкальную жизнь города. Особенно, если дальнейшие постановки будут соответствовать уровню «Сокола», что во многом будет определяться и соответствующим финансированием, и привлечением талантливых исполнителей.