Конечно, хотелось бы начать фразой «творчество киевской художницы-монументалистки Ларисы Новиковой широко известно нашему зрителю». Но приходится признать, что подобное утверждение выглядело бы, по меньшей мере, слишком смело. Монументальное искусство — по определению тесно связанное с архитектурной средой, т.е. предназначенное для дворцов и площадей, занимающее центральные места и большие пространства, — казалось бы, просто-таки обрекает художника на широкую известность. К сожалению, творческая судьба Ларисы Новиковой сложилась по-другому, несмотря на то, что в течение многих лет она непрерывно, напряженно и плодотворно работает в области монументального искусства, является автором многочисленных витражей, гобеленов, панно и т. п., которых почти никто не видит по одной простой причине.
При блаженной памяти советской власти ее работы часто оказывались в учреждениях, не предназначенных для широкого круга посетителей, — в интерьерах различных закрытых институтов, министерств, предприятий. Один из ее гобеленов до сих пор, наверное, украшает помещение со специфическим названием «Комната для приема пищи начальством» на Бийском предприятии по производству ракетного топлива. Грянула перестройка, вырос частный капитал — и снова заказчиками оказались те слои общества, которые не слишком склонны демонстрировать кому попало свои художественные приобретения. Сверкающие цветными стеклами витражи, изысканная интерьерная скульптура, оригинальные гобелены и макраме большей частью радуют глаз владельцев новоотстроенных роскошных квартир и особняков. Зрителю рядовому из работ Ларисы доступны разве что витражные композиции в интерьере «Дома кофе» в Пассаже да в ресторанном зале казино «Будапешт». Но поскольку казино «Будапешт» большинство из нас посещает, мягко говоря, не каждый день, то получается, что всю эту красоту 99,9% киевлян могут наблюдать разве что по телевизору, где на ее фоне соревнуются в остроумии члены клуба «Золотий гусак». Вот так признание в элитарных кругах парадоксальным образом мешает известности нашей «монументалистки-подпольщицы», художницы, которая, без сомнения, достойна народной любви не только по уровню своего дарования, но и по количеству воплощенных в жизнь замыслов.
И вот, наконец, случилось так, что одна из работ Л.Новиковой оказалась в месте не только общедоступном, но и расположенном в самом сердце Киева — в одном из залов Госпочтамта, где после кардинальной перестройки открывается Интернет-клуб. Это декоративные витражи в верхней части окон, выходящих на майдан Незалежности. Композиции эти, при всей своей ненавязчивости, сразу привлекают совершенно необычным для нашего времени ощущением какой-то особой гармонии, избавленной от ненужного пафоса и попыток ошарашить публику трескучими эффектами. Лариса Новикова работает в традициях стиля модерн, а точнее — одного из его направлений — т.н. декоративного пластицизма. В этом изобразительном языке весь окружающий нас мир предстает неким таинственным и бесконечно изменчивым орнаментом, неким сплавом из мерного колебания подводных растений, непредсказуемого узора морской пены и нервного трепета павлиньих перьев. Если и возникают в подобном контексте более или менее явственные предметные формы, то чаще в виде каких-то сказочных существ, вроде металлического дракона с фонарем в пасти и витражными вставками на крыльях в качестве перьев. Эти фантастические фигуры, это плавное напряжение мягких линий металлической арматуры и утонченное богатство цветовой гаммы, наполняющее прозрачные стекла, казалось бы, не несут никакого определенного значения, но именно этим более всего и привлекательны.
Конечно, талант — самое главное и необходимое для художника качество. И все-таки, как подсказывает опыт, не единственное. Все чаще возникает тоска по тому, что на языке интеллигенции именовалось когда-то «культурой». И как ни заявляй, дескать, «я так вижу», но искушенному зрителю ясно, что если в голове художника сумбур, то и в произведениях его — пестрота, пусть даже их палитра не выходит за пределы черного и белого.
Здание киевского почтамта никогда не значилось среди шедевров мировой архитектуры. Вряд ли станет оно таковым и теперь, даже благодаря витражам Ларисы Новиковой: архитекторам немало пришлось потрудиться над тем, как бы приспособить к современным требованиям этот помпезный интерьер с элементами сталинского ампира, раннехрущевского барокко и некоторой своевольной бесшабашности начала 60-х годов. И все-таки, если вы будете случайно проходить мимо этого многострадального сооружения, не поленитесь заглянуть в зал, что направо от центрального входа, поднять глаза на появившиеся здесь витражи. Ручаюсь — это будет далеко не худшее художественное впечатление.