Возраст Керчи вызывает уважительное благоговение. Двадцать шесть веков... Самый древний город в Украине. Наряду с египетскими пирамидами, афинским Акрополем, римским Колизеем, города и курганы этой древней боспорской земли, возникшей в результате объединения греческих колоний на Керченском и Таманском полуостровах в 480 г. до н.э., входят в число наиболее значительных древних памятников человеческой цивилизации. Удивительный, солнечный, цветущий край и есть там люди, пытающиеся опровергнуть истину о том, что нет пророков в своем отечестве. Они думают о том, как сохранить, возродить и сделать всеобщим достоянием историческое наследие древнейшего города. И действуют.
Консолидация благородных усилий энтузиастов несколько лет назад воплотилась в создание благотворительного фонда, носящего имя богини плодородия Деметры, покровительницы Керчи. Деятельность фонда развернута в различных направлениях - общественно-историческом, археологическом, культурном. В этом году в сферу их творческих интересов попал и театр. «Деметра» в лице президента Татьяны Умрихиной, директора Елены Зинько при поддержке Всеукраинского благотворительного фонда «Соцiальний захист» (президент В.Зинько) и Международного фонда «Вiдродження», стала организатором и учредителем Международного театрального фестиваля античной драматургии «Боспорские агоны». Уже в названии фестиваля прослеживается стремление к связи времен. Проведя аналогию с прошлым, организаторы современного театрального фестиваля взяли за основу модель соревнований древнегреческих артистов. И постарались выдержать все так, как было в Древней Элладе.
На четыре дня в Керчи время потекло вспять. Как когда-то у подножья торжественной Большой Митридатской лестницы, что расположилась в старом городе, собрался народ. Звучала музыка развевались белоснежные туники богов. И как столетья назад, вышли на сцену артисты, только стали они на котурны современного воображения, своей фантазии и звучали слова античных трагедий.
Фестивальная программа была представлена семью театрами и театральными коллективами. Вне конкурса народная артистка Украины Лариса Кадырова, которая была председателем жюри фестиваля, показала моноспектакль «Федра» по мотивам пьесы Ж.Расина (реж. А.Кужельный, киевский театр «Сузiр'я».) Первый вечер фестиваля поставил серьезную творческую планку, актриса задала тон высокой трагедии, в которой страсти кладут на чаши весов судьбы жизнь и смерть. «Отцом трагедии» принято считать греческого драматурга Эсхила. Но уже Софокл, ученик и продолжатель его идей начал вносить изменения в структуру греческой трагедии. Он первый пытается очеловечить трагедию, уважая волю богов, Софокл делает настоящей основой действия трагедии волю человека. Что ж говорить о дальнейших временных интерпретациях античных сюжетов? Их тысячи и каждый из них - своя строка в этой необъятной книге классики. Вслед за Софоклом и его последователями пишут их и наши современники. Они своеобразны и непохожи друг на друга, удивляют противоположностью сценических способов решения античных сюжетов. Логично, что лидерами творческого соревнования стали профессиональные театры. Киевский театр пластической драмы на Печерске представил спектакль-фантасмагорию «Цветы пустыни» по роману А.Франса «Таис» (реж. В.Мишнева). История об отшельнике Пафнутии, воспылавшем плотской любовью к александрийской танцовщице Таис. Языком пластики, движения, эмоциональных отображений в сопровождении музыки поведана драма духа и плоти, показана пронзительная неизбежность их вечного противоборства. В спектакле интересный визуальный ряд, пластика, музыка и звуки взаимосвязаны. Модерный стиль танца, движения дает возможность говорить о современных тенденциях в прочтении давней истории. Но, как выясняется, с веками не утрачивают своей остроты вопросы, что есть любовь, что есть грех, и, наверно, еще долго будут решать, можно ли ставить между двумя понятиями знак равенства.
Львовский академический театр им.М.Заньковецкой привез на фестиваль «Медею» Ж.Ануя (реж.А.Бабенко), по жанру определенного как «проба трагедии». Несмотря на присутствие в спектакле Язона и Кормилицы, его можно определить как моноспектакль Д.Зелизной, играющей Медею. В ее монологах проигрываются многие образы и их страсти, учетверенные, удесятеренные являют гипертрофированно «страстную» Медею. Ее душа - арена борьбы страстей, место, где неумолимый рок поселяет отчаяние. Ритм речи актрисы стилизован под распевный, величественный слог. Она играет сочно, используя широкий голосовой диапазон, перепадами настроения создает многогранный образ покинутой женщины, в памяти которой живут и любовь, и ощущение былого счастья, невыносимая боль и неотвратимость того, что суждено совершить. Буря страстей, сыгранная Д.Зелизной, по своему накалу близка античной трагедии, но все же перед зрителем - не холодная, бездушная жена фессалийского царя, а отчаявшаяся, сломленная женщина, не смирившаяся с потерей счастья.
Киев был представлен еще одним театром - Киевским молодежным франкоязычным театром «Вуаля». И снова Жан Ануй. «Антигона» (реж.С.Тихомиров).
Спектакль выдержан в духе идей молодежного экспериментального театра. Это архисовременное прочтение классического сюжета о человеческом долге, о том, что предначертания судьбы изменить невозможно. На пустой сцене, в современных костюмах - джинсах и футболках, с максимализмом, присущим молодости, актеры предлагают пойти от обратного - не слово определяет форму, но форма преобладает над словом. Спектакль - взрыв внутренней человеческой свободы, он поражает раскрепощенностью, открытостью, органикой молодых актеров. Это их отношение к жизни, видение счастья, понимание искусства. Историю маленькой Антигоны режиссер трактовал как сентенцию о том, что «человек должен делать то, что в его силах». И замечательно, что в верности этого мудрого вывода зрителя сумели убедить люди, совсем молодые.
Остальные участники фестиваля - самодеятельные театральные коллективы. Алуштинский театр «Клио» показал трагедию «Отравленная туника» Н.Гумилева (реж. Т.Катаева), студия Греческого национального театра греков Приазовья им.Д.Д.Теленчи г.Мариуполя привезла спектакль по мотивам Лукиана «Диалог богов, или Яблоко раздора» (реж. А.Николаенко), Керченский театральный коллектив показал спектакль «Эзоп» (реж. Ю.Сбойщиков). Несомненно, в творческом отношении им было непросто конкурировать с профессионалами, но мастерство самодеятельных артистов находило горячий отклик у зрителей, для которых дни фестиваля стали праздником.
Сцену Керченского театра им.А.С.Пушкина украшал плакат с девизом фестиваля: «Без прошлого нет будущего!» В беспрерывности связи времен, эпох - залог самосознания человека, его ощущений на собственной земле, возможность стать, не побоюсь высокопарности этих слов, пророком в своем отечестве.