Россия обнародовала информацию об огромной коллекции предметов искусства, редких книг и архивных документов, которые были вывезены из Германии и других стран Западной Европы во время и после второй мировой войны.
В ходе трехдневного симпозиума, который завершился в Нью-Йорке, российские искусствоведы и музейные работники продемонстрировали участникам встречи слайды семи из 130 шедевров живописи, принадлежащих кисти Гойи, Эль Греко, Дега, Коро, Мане, Ренуара и Тинторетто. Эти семь работ исчезли в свое время из частной коллекции, которая находилась в Венгрии. После долгого пребывания в запасниках, растянувшегося почти на полвека, работы будут выставлены в этом году в одном из московских музеев.
Научный сотрудник Московского университета Алексей Расторгуев, по мнению корреспондента «Нью-Йорк таймс» Ральфа Блументола, буквально потряс аудиторию слайдами литографий, в свое время числившихся в экспозиции Дрезденской галереи. По словам Расторгуева, часть этих литографий находилась у российских коллекционеров. Он обратился к директорам российских музеев с просьбой сообщить о работах, которые попали к ним из Западной Европы после войны.
Директор Государственного музея имени Пушкина Ирина Антонова, присутствовавшая на конференции, сказала, что для неё и её руководителей не было секретом, что хранится в запасниках подведомтсвенного ей учреждения. Однако для того, чтобы сообщить об этом западным коллегам, нужно было, чтобы в отношениях России и Запада наступила новая эра.
Антонова рассказала, что Пушкинский музей на протяжении десятилетий скупал произведения искусств у частных лиц.
Украинский журналист Константин Акинский был первым, кто сообщил о грандиозной тайной коллекции, находящейся в музеях России. По его словам, сталинское руководство еще в 1943 году начало осуществлять программу по вывозу из Европы произведений искусств. Это делалось для того, чтобы создать впоследствии «супермузей» подобный тому , который создавался в австрийском городе Линце по приказу Гитлера.
Конференция, проходившая в Гульд-холле Французского института в Манхэттене, была направлена на ослабление напряженности на российско-германских переговорах о возвращении ценностей. В действительности, конференция еще раз подчеркнула, что позиции сторон не поменялись коренным образом. Немецкая сторона считает, что русские элементарно грабили музеи Германии. Россия же считает, что вывезенные из Германии ценности должны рассматриваться как часть репарации за поненесенные потери в войне. Российская сторона, в частности, требует возвращения тех культурных ценностей, которые исчезли во время немецкой оккупации из музеев бывшего СССР.