Оперный мир последнюю неделю обсуждает новость: Анна Нетребко, звезда Мариинки и других лучших музыкальных подмостков планеты, стала гражданкой двух стран — России и Австрии. Австрийское правительство уделило этому вопросу особое внимание, сделав для певицы некоторые исключения. «ЗН» одна из популярнейших оперных прим мира рассказала о ближайших музыкальных проектах — как на родине, так и за рубежом.
Со звездой удалось встретиться перед началом торжественного гала-концерта во Дворце музыкальных фестивалей (Festspielhaus) в Баден-Бадене, во время которого певица приняла участие в церемонии награждения художественного руководителя, главного дирижера и директора Мариинского театра из Санкт-Петербурга Валерия Гергиева премией Герберта фон Караяна за 2006 год, которую ему присудили как «одному из важнейших культурных деятелей нашей эпохи». Летом Нетребко выступала также на престижном музыкальном фестивале в Зальцбурге. Ее пригласили на семь спектаклей премьерной постановки оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (Нетребко — Сюзанна). Некоторые СМИ уже сообщили, что спрос на билеты именно на эту постановку в восемь раз превышал количество зрительных мест.
Имя Нетребко действительно сегодня на слуху у меломанов и поклонников оперы. Ее фотографии практически не сходят с полос крупнейших европейских газет. Ее творческой активностью и широтой репертуарного диапазона можно только восхищаться. О ней слагают легенды и какими только эпитетами не награждают: тут и «секс-символ оперной сцены», и «популярная звезда оперы». Нетребко стала воплощением изысканной музыкальности и незаурядных внешних данных. В ней все сошлось. Она изменила прежние представления об оперной приме, когда «типаж и вес не имеют значения». Сегодня ее ставят в пример, когда хотят сказать о слиянии популярной и высокой музыки, потому что певица способна собрать многие тысячи слушателей на огромных стадионах, потому что она пересекает моря и океаны с легкостью чайки.
— Простите за банальный вопрос, но все-таки интересно, когда вы решили стать певицей, мечтали ли с детства об оперной сцене?
— Вообще об этом можно долго рассказывать... Если в двух словах — сначала я хотела стать актрисой, но конкурс в театральный институт был очень большой, и тогда я решила всерьез заняться музыкой и стать певицей. Мне очень нравились спектакли в оперном театре, и в какой-то момент я поймала себя на мысли, что хотела бы петь в опере, что именно это — мой путь.
— А у кого вы стали брать уроки?
— Я занималась у Татьяны Борисовны Лебедь в Ленинградском музыкальном училище, а затем у Тамары Дмитриевны Новиченко в консерватории.
— То, что вы выступаете преимущественно за рубежом, а не в России, продиктовано сложными условиями для существования артиста на родине или это сознательный выбор?
— В России действительно очень сложно работать, хотя бы потому, что количество нормально функционирующих театров там можно пересчитать по пальцам одной руки. И при этом мы не говорим об уровне зарплаты, мы говорим о репертуаре, о качестве и профессиональном исполнительском уровне. Поэтому естественно, что певцы хотят уехать на Запад, потому что там гораздо больше возможностей для их становления и реализации творческих потенций, там больше театров и шире спрос. Но я думаю, что и в России все будет меняться в лучшую сторону. Я собираюсь выступать на родине с концертами и спектаклями в ближайшие годы.
— С чего началась ваша деятельность за рубежом, с каким театром вы впервые подписали контракт?
— Это случилось в 1995 году после моего первого выступления за границей в Сан-Франциско. Мы поехали на гастроли с Валерием Гергиевым и труппой Мариинского театра, и я пела в опере Глинки «Руслан и Людмила». У меня был большой успех, и Сан-Францисская Опера предложила мне контракт на девять постановок. И, конечно же, я с радостью согласилась, потому что это были потрясающие оперные партии, благодаря исполнению которых я могла вырасти как певица.
— А что вы будете исполнять в ближайшее время в России?
— В ноябре буду петь в опере Беллини «Сомнамбула» на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
— Вас нередко характеризуют как одну из тех звезд классической оперы, которые способны популяризировать классическую музыку для широких масс. Согласны ли вы с этим утверждением? Где для вас пролегает грань между популярной и классической музыкой? Ведь, например, репертуар романсов и неаполитанских песен может исполнять как оперный певец, так и поп-звезда.
— Артист сам выбирает, какой репертуар ему более по душе. Я прежде всего оперная певица и изменять себе не собираюсь. Исполняю серьезные партии, а большие концерты, которые иногда даю на огромных стадионах — это фестивальные выступления, которые случаются несколько раз в году. Но это не тот жанр, которым бы мне хотелось серьезно заниматься.
— Существуют партии, о которых вы еще мечтаете?
— Да, их очень много. Вот через месяц мне нужно будет петь в «Манон» Массне, сейчас разучиваю партию. Затем буду петь в опере Беллини «Пуритане» на сцене Метрополитен-опера. Там у меня очень интересная партия бельканто.
— А где будете петь Манон?
— В очень многих театрах, начиная с Лос-Анджелеса, затем в Берлине, в Метрополитен-опера, в Ковент-Гардене.
— Некоторые газеты пишут, что сейчас вы проживаете в Австрии и ваша семья тоже…
— Не читайте эти газеты! Они пишут глупости. Мой отец живет в Краснодаре, а я — в Санкт-Петербурге. Еще купила квартиру в Нью-Йорке.
— Интересно, какие книги в минуты отдыха читает оперная прима?
— Читаю Акунина. Читала «Код да Винчи» Дэна Брауна. Но мне совершенно не понравилась эта книга. Сейчас читаю Генри Миллера и с трудом пытаюсь его понять.
— С вашей яркой внешностью, должно быть, были предложения сниматься в кино?
— А я и снималась. Для разнообразия. В фильме Маршалла «Дневник принцессы». Съемки проходили в Голливуде. Но я поняла, что это абсолютно не мое. Вообще-то снималась просто для развлечения.
— Вы же изначально мечтали стать актрисой.
— Да, но с тех пор я абсолютно изменила свое мнение относительно актерской профессии.
— Если позволите, несколько частных вопросов… Оперных звезд осыпают цветами. Лично вы каким цветам отдаете предпочтение?
— Я все цветы люблю!
— Может быть, вы любите готовить?
— Только если специально хочу кого-то угостить. Но уж если я берусь за это, то готовлю вкусно.
— Вы молоды, независимы, талантливы. Очень часто женщины, у которых успешно складывается карьера, откладывают на более поздний период создание семьи. И каково ваше мнение об этом?
— Думаю, все зависит от самого человека. Как женщина сама хочет, так обычно ее судьба и складывается. Если очень сильно захотеть создать семью, то это получится.
— А лично вы?
— На данный момент никакой возможности и, если честно, желания завести семью нет. Мне очень интересна моя работа, все мои дни плотно расписаны. Но если через пару лет мне такой напряженный график надоест, тогда, конечно, что-то изменится.
Детали
Анна Нетребко в свое время снискала титул вице-мисс Кубань-88. Потом она стала лауреатом Госпремии Российской Федерации. В освоении оперной орбиты Нетребко во многом помог Валерий Гергиев, открывший для певицы зеленую улицу в Мариинке. Что касается двойного гражданства, то Нетребко признается: желание стать гражданкой Австрии для нее не самоцель, а лишь метод, который позволит избавиться от визовых процедур. Среди всемирно известных оперных исполнителей, которые уже обрели двойное гражданство, — Паата Бурчуладзе, Дмитрий Хворостовский, Мария Гулегина.