60-летие великого маэстро современной украинской академической музыки Валентина Васильевича Сильвестрова подняло новую волну интереса к его творчеству. На фестивалях и концертах музыка композитора стала звучать намного чаще. Вспомним «Music Fest», «Meta Art», концерты камерных оркестров под управлением Р.Кофмана, «Камераты»…
В январе в Колонном зале
им.Лысенко прошли авторские концерты Сильвестрова - симфонический и фортепианной музыки. Премьерное исполнение новой, 6-й симфонии было представлено в одной программе с «Метамузыкой» (для фортепиано с оркестром). Пианист Евгений Громов - известный киевской публике пропагандист фортепианной музыки XX века - исполнил сильвестровские сочинения разных лет.
21-22 января состоялась научно-теоретическая конференция «Современный музыкальный космос», посвященная юбилею композитора. В ее рамках выступили известные деятели культуры Украины: академик Н.Герасимова-Персидская, философ С.Крымский, композитор Ю.Ищенко. Теплыми воспоминаниями о дружбе и тесных творческих контактах с Сильвестровым поделился киевский дирижер И.Блажков.
Не обошлось и без музыки: в исполнении российского пианиста Ю.Полубелова и С.Савенко (сопрано) со сцены малого зала консерватории прозвучали вокальный цикл «Ступени» и две фортепианные сонаты.
«Изюминкой» конференции стали выставка творчества композитора (нотные издания, рукописные партитуры, фото Сильвестрова из библиотеки Вернадского) и документальный фильм А.Сырых «Валентин Сильвестров. Тихие песни», о своеобразном творческом «лице» мастера, оригинальности его мышления.
Валентин Сильвестров работает в разных жанрах: симфонии, концерты, камерные и вокальные сочинения. Его творчество открывает слушателю новое понимание Звука, Тишины, Времени, Пространства; поэтому не всегда оно поддается словесному описанию и анализу. «Здесь мы приближаемся к такому расширению времени, когда оно становится отблеском Вечности - как одновременного пребывания многих сущностей… Сущность понимания и восприятия творцом мироустройства - всегда интуитивно, всегда вневербально, существует в художественных образах, через которые мы прозреваем великую Тайну», - писала о Сильвестрове Н.Герасимова-Персидская.
Среди знакомых слов о музыкальном искусстве: выражающая, отображающая, изображающая роль музыки, - меня поразило высказывание Сергея Борисовича Крымского, современного философа, нашего соотечественника. Он говорил о преображающей роли музыки Валентина Сильвестрова.
Я не встречала более емкого по значению и в то же время краткого по своей форме высказывания, адресованного музыке Сильвестрова. Именно в преображающей ее роли сконцентрирована вся суть творческой личности композитора.
Думаю, нет смысла говорить о том, что музыка Валентина Сильвестрова в мировом контексте современного искусства представляет собой одно из самых ярких художественных явлений. Он - один из самых популярных и исполняемых композиторов в мире. Его имя постоянно в центре внимания профессионалов и любителей музыки. Оно не сходит со страниц печати, тем более сейчас, в год его 60-летия.
Мне бы не хотелось влиться в общее русло пишущих о Сильвестрове и повторять общеизвестные факты его биографии и биографии его произведений. Поэтому я остановлюсь на поразившей меня идее о преображающей роли сильвестровской музыки. В самом деле, почему преображающая роль является самой актуальной для его музыки, а такие немаловажные факторы, как высочайшее мастерство, новаторство в области художественного звука и мысли, совершенства форм и концепций, остаются сами собой разумеющимися и составляют фон музыки Сильвестрова? Мне кажется, что дело здесь в личности автора, которую ни в коем случае нельзя разделять с его музыкой. Они едины, образ композитора всегда для меня ассоциируется с образом его музыки. Я бы сказала, что это - в своем роде феномен в общей музыкальной картине современности.
В наше время, когда ставят знак равенства между творческим процессом и процессом поиска, экспериментом, когда область художественных открытий переходит в сферу акустики и физики звука, электроники, интеграционных и дискретных процессов звукового пространства, когда творческие идеи касаются преобразования звуковых волн, традиционные и привычные слуху формы музыки уступают новым веяниям в искусстве. Интересно, что все эти веяния есть и у Сильвестрова. Но они состоят в единстве с классическими музыкальными нормами.
Еще одна грань современного музыкального искусства - стилевая ориентация. Многообразие и пестрота стилей обусловили полистилистичность музыки многих выдающихся композиторов. Стилизация, игра в прятки под чужими масками - необычайно интересное явление в художественной среде нашего времени. А музыка Валентина Сильвестрова в противовес всем этим тенденциям является моностилистичной. Его моностиль - бесконечная лирика. Нельзя, конечно, буквально подходить к его лирике. В некоторых случаях лирическую субстанцию нужно извлекать из нагромождения звуковых пластов. Лирика проникла во все слои сильвестровской музыки, пропитала ее изнутри и придала особенную узнаваемую авторскую окраску. Она зарождается и прорастает в вибрирующем фоническом пространстве - другой, казалось бы, не лирической стороне. Но все же это тоже лирика, только совсем иная. Музыка Валентина Васильевича - это тончайшие градации лирических состояний, чувств и мельчайших оттенков. Лирика - это преображающая суть всей его музыки.
Мне думается, что лирика - это изначальная данность композиторского дарования. Хотя и существует мнение, что Сильвестров постепенно пришел к своему стилю. И действительно, эксперты его творчества выделяют несколько периодов и прослеживают эволюцию его музыкального наследия. Сам же автор придает большое значение каждому из этих периодов. И все же, на мой взгляд, даже в ранней его музыке - радикально-экспериментаторской - уже заложено зерно лирики, расцветшей в дальнейшем. Неважно, какими средствами пользуется автор - более традиционными или ультраавангардными, - везде прослеживается лирическая суть его произведений. Она многогранна, многоголосна.
Я бы хотела сказать и о его симфонической лирике - о его симфониях, точнее, о его Пятой симфонии. Удивительно, что при таком оркестре, который включает не только большой традиционный состав, но и множество других инструментов, при всей его масштабности, вряд ли можно найти аналог той звуковой тонкости и «инкрустированности», которой обладает его музыка. Безусловно, это величайшее оркестровое мастерство Сильвестрова-симфониста. И оно продиктовано содержанием симфонии. Я думаю, что Пятая симфония - высочайший лирический образец, и присутствующая здесь боль воспринимается на философском уровне и поэтому теряет трагическую окраску, вплетаясь в идею вечной гармонии и красоты. Сожалеть можно только о непостижимости этой вечности. Погружаясь в музыку симфонии, теряешь ощущение реального времени, понимаешь, что мир соткан из этих звуков, и осознаешь собственное причастие к их вибрации. Эту музыку невозможно прослушать, ее можно только пережить. Она преображает привычные представления о времени прошедшем, настоящем и будущем. Я воспринимаю эту музыку как возможность чуть приоткрыть тайну гармонии мира. Наверное, в этом и есть преображающая суть музыки Валентина Васильевича Сильвестрова. И она не поддается вербальному описанию, а как сказал философ Людвиг Витгенштейн: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать».
На самом деле, сильвестровская музыка начинает звучать тогда, когда все другие звуки замолкают.
Иногда мне кажется, что музыка Сильвестрова не имеет реального окончания. Даже когда затихают последние звуки, она продолжает жить как будто на других уровнях восприятия, она как бы входит в резонанс с вибрацией нашего мира, преображая его и сливаясь с общим пространственно-временным континуумом.