Если вы хотите побывать на празднике, переступите, пожалуйста, порог галереи «Триптих» на Андреевском спуске. Реальность зимы и повседневной жизни останется где-то там, за стенами, а здесь, в небольшой комнате словно танцуют солнечные зайчики - все цвета радуги гармонично переплетаются на одеялах и панно разного размера. Красный, голубой, желтый, зеленый, золотой, да еще и в десятках оттенков, создают вечное лето детского восприятия мира.
Одно из первых впечатлений - легкость исполнения, обманчивое чувство: «И я бы так смогла». Но это та моцартовская легкость, за которой - месяцы кропотливой работы, фантастическое терпение и, конечно же, высокий профессиональный уровень всех авторов. Еще одно впечатление, уже не обманчивое: каждый мастер лоскутных произведений - очень жизнерадостный человек. Иначе почему бы одеяла - улыбались?
Шитье из лоскутков тканей - традиционное народное ремесло, имеющее многовековую историю. Особенно распространено в Америке, должно быть, потому, что, опираясь на традиции индейцев, впитывало художественный опыт народных мастеров - переселенцев из многих стран Европы. В 1971 году в Нью-Йорке лоскутные одеяла были впервые представлены как произведения искусства на выставке «Абстрактный дизайн американского лоскутного одеяла». Потом выставка отправилась в путешествие по многим музеям мира. В Америке был проведен конкурс «Искусство лоскутного одеяла». В 1991 году в Нидерландах открылась выставка «Современное американское одеяло». Все это - свидетельства развития столь своеобразного вида текстильного искусства. Существуют даже специальные международные термины, взятые из английского языка. Квилт (quilt) - тканое покрытие для кровати, заполненное мягким теплым материалом. Печворк (patchwork) - работа, сшитая из лоскутков разного размера, цвета, ткани.
После краткой исторической справки вернемся в галерею и рассмотрим внимательнее яркие жизнеутверждающие работы Оксаны Цюпы, оптимистические полотна в классическом стиле Тамары Бабак, Натальи Пикуш, Людмилы Галацыной. Настроение ярмарки, балагана, кукольного театра несут в себе два вертикальных панно Светланы Деренчук и рядом - куклы ее же работы. Елена Нетудыхата, выкладывая орнамент, мастерски использует роспись фрагментов ткани, что придает почти аристократический эффект ее одеялу с загадочными звездами. Работы Мамуда Чурлу, татарского мастера из Симферополя, выполнены по традиционным канонам с элементами национальной символики, но - как неожиданно! - маслом на холсте. Это замечаешь лишь на очень близком расстоянии.
А вот сказочное золотисто-голубое панно Татьяны Киселевой. Оно украшено тесьмой - золотой, коричневой, серебристой. Оно словно светится, переливается, и кажется, его можно рассматривать часами - как звездное небо.
Органично вписываются в экспозицию произведения, совсем не похожие на коврики и одеяла, но исполненные в «лоскутковой» манере. Удивительные керамические звери Нелли Исуповой, будто слепленные из отдельно разрисованных кусочков. Веселое трио шляпок Катерины Корнейчук. Юбка-запаска Людмилы Нагорной, смоделированная из несимметричных лоскутов батика.
Истоки творчества, безусловно, у каждого свои. Это и украинская культура, и традиционная американская «классика», и индивидуальный взгляд - необходимое условие подлинного таланта. Но всех авторов объединяет тонкое чувство цвета и материала, умение передать неповторимость жизни в повторяющихся многоцветных ритмах.
Художникам удалось остановить гетевское прекрасное мгновение трижды. Впервые - когда мастер сам его пережил, затем - когда воплотил красоту в своей работе. И наконец - когда вы произнесете: «Как красиво!» и улыбнетесь в ответ орнаментам и узорам, излучающим радость. Веселый лоскуток, кусочек праздника, который вы сохраните в сердце, отзовется среди зимы и повседневной жизни солнечным зайчиком.