Первый повод нынешней «кубрикианы» связан со Стивеном Спилбергом. Спилберг наконец- то определился, что он будет делать с нашумевшей пару лет назад «кубриковской концепцией» фантастического фильма. После многочисленных разговоров о том, что очередным его проектом будет фильм то ли о японских гейшах, то ли о Линденберге, то по Филиппу Дику, наконец было объявлено, что следующим фильмом самого известного американского режиссера станет «A.I.» — если пытаться переводить на русский, — «Иск.Ин», иными словами — искусственный интеллект.
Идея фильма, как уже известно многим из наших читателей, принадлежит Стэнли Кубрику, и в свое время Спилберг, прочитав написанную им на нескольких страницах заявку, загорелся идеей и страшно захотел принять участие в этом проекте. После смерти Кубрика стало ясно, что надо прорабатывать характеры, писать сценарий и вообще поднимать фильм фактически с нуля. И вот — Спилберг решился.
Стало известно, что он сам напишет сценарий (чего не делал с 1977 года, то есть со времен «Близких контактов третьего рода») и сам поставит фильм. Уж не знаем, что должны делать поклонники Кубрика — радоваться или плакать. С одной стороны, фантастические фильмы как раз получаются у Спилберга лучше всего, с другой — слишком разные режиссеры Кубрик и Спилберг. Возможно, и равного масштаба, но каждый в своей области.
Впрочем, через год-другой будет ясно, чем все закончится.
Ну а вторая новость должна однозначно порадовать поклонников Кубрика — британских, по крайней мере. Дело в том, что до сих пор в Англии был запрещен к широкому показу один из лучших и знаменитейших фильмов Кубрика — «Механический апельсин» (демонстрировать этот шедевр можно было только в небольших киноклубах и без широкомасштабной рекламы). Дело в том, что его показ в начале семидесятых вызвал в Англии несколько преступлений, исполнители которых явно вдохновлялись образами из фильма, — в результате Кубрика закидали письмами ненависти, а фильм был снят с экранов и запрещен. Есть некая ирония в том, что последние десятилетия своей жизни Кубрик прожил именно в Англии...
С тех пор, ясное дело, все, кому не лень, наснимали предостаточно жесткого и вдохновляющего кино, почти все оно в Англии шло без всяких ограничений, и на фоне демонстрации, к примеру «SRCeam»—1, 2 и 3 запрет на показ несомненного шедевра выглядел странным анахронизмом. Кажется, это в конце концов понял и Британский совет по цензуре: запреты пали, и 17 марта «Механический апельсин» с некоторым опозданием вышел на широкие экраны Британии.