ПОПЫТКА ПОЛЕТА

Поделиться
Премьера в конце театрального сезона, хотим мы того или нет, всегда носит оттенок какого-то итогового события, подведения некой черты под прожитым отрезком театральной жизни, прелюдией к началу следующего сезона...

Премьера в конце театрального сезона, хотим мы того или нет, всегда носит оттенок какого-то итогового события, подведения некой черты под прожитым отрезком театральной жизни, прелюдией к началу следующего сезона.

Такой прелюдией, на мой взгляд, стал показанный под занавес семидесятого театрального сезона в Национальном академическом театре русской драмы «Тойбеле и ее демон». Я не случайно говорю показ, а не премьера, т. к. несмотря на премьерную атмосферу, царившую в этот вечер в зрительном зале, этот спектакль был генеральным прогоном на зрителя и постановщик Михаил Резникович в кулуарах обмолвился, что в этом показе для него важно проверить реакцию зрителя, уточнить акценты. Таким образом, зритель, сам того не подозревая, стал сотворцом спектакля.

В этот вечер впервые в Украине на театральных подмостках появилось творение Исаака Башевиса Зингера, созданное им вместе с Ив Фридман по его одноименному рассказу. Причем рассказ этот до сих пор не переведен ни на русский, ни на украинский языки.

Исаак Зингер - польский еврей (настоящее имя - Ицек-Герц Зингер), проживший большую часть своей жизни в США, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1978 год.

«Тойбеле и ее демон» в постановке Михаила Резниковича поражает необычайным сплетением гоголевской ирреальности, чеховского стремления героев друг к другу и трагически несовпадающих философской глубины Достоевского и булгаковского мистицизма. Все это, естественно, берет свое начало из творчества самого Зингера. Зингеровское повествование о любви еврейской девушки обретает форму притчи о попытке полета в любви и выходит далеко за рамки бытового повествования. Этому способствует и сценография Марии Левитской. Сценическое пространство, предложенное талантливой художницей, лишено какого-либо намека на быт. Выписанное графически достаточно скупо, оно, как мираж, - то невыразительно серое и унылое, то необычайно яркое, как бы наполняясь воздухом и цветом. Необходимо отметить плодотворность давнего сотрудничества М. Резниковича и М. Левитской.

Маленькие домишки с подслеповатыми оконцами разбрелись по всему пространству, уходя в темноту. В них невозможно жить, лишь существовать. Они вросли в землю, придавив своей неказистой кровлей и обитателей местечка. Серая, унылая среда обитания маленького Фрамполя, польского местечка, каких множество разбросано по миру. Здесь и поселились герои нашего повествования - соломенная вдова Тойбеле, хранящая верность давно исчезнувшему мужу (Т. Назарова), помощник учителя Алхонон, тайно и безнадежно влюбленный в Тойбеле, которая даже слышать не хочет о его существовании (О. Треповский), неугомонный местный весельчак Менаша (Ф. Летичевский), Генендель, молодая вдовушка, подыскивающая очередного мужа (Н. Кудря), и, конечно же, Ребе, ведь в каждом местечке обязательно должен быть Ребе, ортодокс, непоколебимо уверенный в своей правоте (Б. Вознюк). Возможно, ничего бы не произошло, если бы Алхонон не подслушал рассказ Тойбеле о демонах, приходящих к девушкам по ночам. С этого момента тривиальная история о безответной любви вырастает в притчу космического звучания, драму одиночества и трагического несовпадения желаемого и действительного. Алхонон решается завоевать любовь Тойбеле, придя к ней в облике демона Гурмизаха. Облачаясь в костюм Гурмизаха, Алхонон не меняет своего облика, но обретает свободу, ту свободу, которая способна зажечь в женщине огонь любви. О.Треповский, не меняя грим, преображается, как бы озаряясь внутренним светом. И Тойбеле преображается. Из аскетичной, набожной, почти омертвевшей женщины вырывается на волю страстная, безоглядная в своем любовном порыве, яростная Тойбеле Т.Назаровой. Эту фонтанирующую страсть ощущаешь почти физически. И тогда в затхлое, серое местечко врывается ослепительная белизна напоенного воздухом, невиданного доселе городка, раскинувшегося на холмах города-призрака. И уже не понять - то ли это местечко Фрамполь обрело другие очертания, то ли в порыве страсти влюбленные перенеслись в ирреальное пространство. Тут слова становятся излишни. Их место занимает танец любви. Это пластический этюд, поставленный А.Рубиной в исполнении Назаровой и Треповского, настолько органичен и выразителен, что превращается в диалог двух любящих сердец, двух половинок, соединенных в единое целое. В нем и страсть, и нежность, и эротичность, в нем то, что мы называем высшей точкой любви. Создается ощущение, что именно эта пара влюбленных излучает свет, заливающий сценическое пространство... В объятия давно желанного демона Тойбеле отдается осознанно и стремительно. Татьяна Назарова в этой сцене напоминает булгаковскую Маргариту, безоглядно бросившуюся в омут бала у сатаны. Тойбеле наполняется жизненной силой. Лишь Алхонону-Гурмизаху неуютно в этой любви. Он понимает, что не сможет долго существовать в двойном измерении, а Тойбеле и слышать не хочет о помощнике учителя. Она лишь покоряется димону и дает согласие на свадьбу с Алхононом. И свадьба сыграна при помощи изобретательного Менаши. Казалось бы, счастливый финал близок. Но вот парадокс - нет счастья для этих двоих в реальном мире. Тойбеле категорически не воспринимает земного Алхонона и ждет, жаждет демонического. Вот тут-то и происходит самое трагическое - Алхонон ничем не может объяснить такое поведение Тойбеле. Ему кажется, что она ждет Менашу. Пытаясь завладеть возлюбленной, Алхонон предает ее, предает свою любовь. Самая напряженная и трагичная сцена спектакля - сцена разоблачения мнимого демона. Алхонон при всех раскрывает свой обман. Назарова не играет сумасшествие своей героини. За считанные секунды в ее глазах прокручивается вся гамма переживаний, обрушившаяся на эту молодую, безоглядно влюбленную женщину. Обман. Подлая ложь. Она была возлюбленной демона, а не этого презренного Алхонона. Этот обман для нее, набожной девушки, гораздо страшнее, нежели признание в тяжком грехе перед верой и людьми. В этой сцене Т.Назарова раскрывается как подлинно драматическая актриса, поднимаясь до высот трагедии. Боль и отчаяние пронизывают ее героиню. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что в актерской палитре Т.Назаровой появились новые краски. И здесь нельзя не отметить, что все элементы режиссерского решения спектакля работают на создание трагедийного пафоса. В какой-то момент у зрителя, сидящего в зале, появляется ощущение головокружения. Земля уходит из-под ног Тойбеле. Панорама белого города вдруг начинает оползать, и через какое-то мгновение воцаряется тьма. Снова мгла опустилась на местечко, и маленькие серые домишки с подслеповатыми оконцами вернулись из небытия на свои законные места. В этот момент трудно определить - с глаз спала пелена или вновь застлала их.

Резниковичу удалось совместить мистицизм и здравый смысл. И если первое четко прослеживается в дуэте Тойбеле и Алхонона, где Назарова и Треповский очень точно ощущают друг друга, чутко вслушиваясь буквально в дыхание партнера, то дуэт Менаши и Генендель в исполнении Ф.Летичевского и Н.Кудри олицетворяет здравый смысл. Летичевский, рисуя своего Менашу достаточно остро, почти бурлескно, не опускается до уровня шаржирования. Он смешон и трогателен, лукав и простодушен, обаятелен. Прекрасная пластика и хорошее владение своим телом позволяют комичный танцевальный номер Алхонона и Менаши довести до филигранности и при этом не выпасть из общего, достаточно сдержанного рисунка всего спектакля. Подстать Менаше и Генендель - очаровательная простушка, трогательная и необычайно обаятельная в своей наивности. Наталья Кудря в этой роли смешна и лирична одновременно. Особняком в этом несомненно ансамблевом спектакле стоит Ребе в исполнении Бориса Вознюка. Его Ребе - олицетворение догматизма и непримиримости к любому ослушанию, черной тенью злого духа вьется над возлюбленными, как бы обрамляя любовные сцены Тойбеле и Алхонона-Гурмизаха. И тем трагичнее звучит его просьба в одной из последних сцен спектакля, чтобы Алхонон соврал Тойбеле, тем самым успокоив ее перед смертью. В этом и боль, и бессилие Ребе перед любовной страстью Тойбеле. Трагичен финал - Тойбеле умирает и в предсмертной агонии повторяет имя демона, своего возлюбленного. Так оборвалась попытка полета в любви, попытка вознестись в этом светлом чувстве над мраком бытия.

Но, быть может, у кого-то попытка полета окажется удачной. Возможно, и для Тойбеле с Алхононом она была удачной по-своему? Но на эти вопросы каждый отвечает сам...

P.S. Актерская профессия дает возможность прожить множество человеческих жизней, при этом изматывая актерское сердце. Феликс Летичевский - исполнитель роли Менаши - успел за свои почти 33 года прожить множество сценических жизней, но его собственная оборвалась на взлете. Он умер через неделю после блистательно сыгранной премьеры.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме