Новый выставочный проект талантливой художницы, известного философа и искусствоведа Ольги Петровой в который раз подтверждает актуальность мифологемы отношений между мужчиной и женщиной, артистически истолкованной автором живописной серии.
Со времен античности любимым сюжетом в искусстве был миф о любовном приключении Зевса и Европы, прекрасной дочери финикийского царя.
Почувствовав неудержимое желание к царевне, самый могущественный из греческих богов проявил незаурядную изобретательность и, дабы не напугать избранницу, превратился в красивого и кроткого быка. Когда же Европа, играя, уселась ему на спину - стремительно нырнул с ней в море. Напрасно звали на помощь служанки, напрасно умоляла и плакала пленница. Зевс со своей добычей невозмутимо рассекал волны, пока не вышел на берег родного Крита, где и обольстил желанную девушку.
Следствием описанных выше забав Зевса с весьма доверчивой любовницей стало не только появление трех сыновей (кстати, один из них, Минос, был женат на Пасифае, родившей злого Минотавра, монстра с головой быка и телом мужчины), но и присвоение имени Европы целому континенту.
Что же касается критского быка, который, по выражению известного британского исследователя античности Д. Пендлбери, был "природным символом силы и могущества" и в давних цивилизациях отождествлялся с мужской сексуальной агрессией, диким, неукротимым началом, - то его культ постепенно распространился и на территорию стран Пиренейского полуострова, в частности, на Испанию.
Упомянутая выше любовная история веками отражалась в произведениях искусства -в греческой пластике и росписи ваз, римских мозаиках, помпейских фресках, средневековой книжной миниатюре, полотнах времен Возрождения и Нового времени.
…История о быке и похищенной им девушке является для Ольги одновременно и источником вдохновения, и отправной точкой в увлекательной игре ее богатого воображения, умноженной на немалый культурный опыт и художественные вкусы. В сущности, сам сюжет стал для художницы той ведущей "нитью Ариадны", которая дала ей возможность попутешествовать по лабиринтам воспоминаний и подсознания в стремлении постичь вечную тему и создать новую, собственную версию древнего мифа.
Серия живописных работ, представленная в залах Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, как привлекает внимание с художественной точки зрения (зритель в который раз может оценить легкую, светоносную манеру письма и музыку ритмов в произведениях Петровой), так и поражает оригинальным толкованием образов главных персонажей, которым автор иногда предлагает неожиданные роли.
Нюансированную палитру взаимоотношений быка-зевса и женщины-европы Ольга трансформирует в выразительные живописные притчи о силе и слабости, любви и ненависти, вечном противостоянии и невозможности существовать друг без друга. Избегая откровенного литературного повествования, она мастерски пользуется присущим ей художественным инструментарием: создает образы завершенной линией и выразительным силуэтом, насыщает лаконичные композиции изысканными объединениями цветовых масс. И если бык, сохраняя классические признаки, приписываемые ему древним мифом, остается символом непоколебимой первоначальной мощи, то девушка избавляется устойчивых черт покорной жертвы и доминирует в отношениях с мужчиной-быком. Она может быть мечтательной или отстраненной, как в работе "Европа", но в основном предстает неутолимой и обольстительной победительницей, уверенной в своих женских чарах: "Похищение Европы", "Кармен", "Золотой дождь", "Торро". В корриде любовных страстей художница нередко отводит ей роль матадора, а бык выступает достойным, опасным, но и самым желанным для нее противником.
В этом образном сегменте цикла художница приглашает зрителя на арену уже другого классического сюжета - тавромахии, ритуальных игр с быками, вошедшими в историю искусства благодаря фрескам Кносского дворца, офортам Гойи и работам гениального Пикассо, творчеством которого Ольга вдохновляется в течение всей жизни. Не случайно к картинам новой серии она приобщила написанное несколькими годами ранее полотно "Пикассо на пляже. Антибы". Композиция этой работы - выразительное и трогательное посвящение созвучному художнице творческому кредо испанского художника, большого ценителя корриды, который, бесспорно, отождествлял себя с тотемом родины и только в моменты уединения снимал с лица раздражающую обывателя личину.
В Испании поединок человека с быком - яркое и незабываемое зрелище, символизирующее победу над грубой силой и слепой злобой дикого животного. В работе "Противники" фигуры главных персонажей изображены за миг до начала решающей битвы. Торжественный драматизм момента передают насыщенные оттенки красного, желтого, зеленого цветов. Опасное животное и напряженный, словно струна, мужчина замерли в предчувствии начала смертельного спектакля, который они будут играть на арене перед сотнями зрителей. В этом дуэте народный любимец - матадор - должен не только показать отвагу и ловкость, но и удовлетворить публику своим мастерством не палача, а художника.
Бык, вырывающийся из-за изгороди арены, - крайне опасен в своей слепой разрушительной ярости. Несомненно, в условиях военного конфликта, в который Украина втянута третий год подряд, образ воинствующего чудовища, требующего все новых людских жертв, не мог не отразиться в зеркале созданных художницей образов. И хотя на выставке нет прямых сюжетных аналогий с военной тематикой, в картине "Минотавр" зритель может ощутить присутствие незримой угрозы, которую несет человек-бык цивилизованному человечеству. В этом контексте Ольга противопоставляет быку-убийце образ вымечтанной женщины-европы, которая хочет мира и жизни на планете.
Заметно, что представленная Ольгой серия полотен является результатом большой и искренней любви к странам и культурам Средиземноморья, которая родилась во время путешествий по городам и городками Испании, Франции, Греции, Италии. Написанные в теплой цветовой гамме, фактически a la prima, они вобрали у себя голубые и зеленоватые отблески моря и неба, нежные цвета южных плодов и цветов, радость и беззаботность европейского Эдема - "Севилья. Дворец", "Экс-Ан-Прованс. Крыши", "Тосса де Мар", "Бесалу. Каталония". В раю порой даже опасный бык перестает быть грозным, вместо того становится экзотическим украшением, как в работе "На скалах Андалусии". Изображая плоский черный силуэт бойцовского быка на обожженном безжалостным солнцем холме, Ольга сводит образ опасного зверя к роли эффектного рекламного щита хересного бренди Veterano. А в работе "Парижский петушок" она с большой долей доброго юмора объединяет традиционные символы двух крупнейших стран Европейского Союза.
Напоследок хочется отметить еще одно, не менее важное преимущество экспонируемой в залах Музея Ханенко выставки. Уже традиционно для Ольги Петровой новые работы сознательно задумываются ею оригинальными "открытыми системами", призванными активно взаимодействовать со зрителями. Эти полотна несут нам послание и вместе с тем апеллируют к чувствам и сознанию, приглашают к размышлениям, побуждают к живому осмыслению предложенной темы. Общеизвестно, что искусство - одно из самых эффективных средств познания жизни и мира. Этой высокой цели служит и выставочный проект Ольги Петровой - еще один неоценимый проводник в мир постижения истин, волнующих человечество.