Плоды просвещенной независимости

Поделиться
Завершил свою работу фестиваль анимационного кино «Крок». Гран-при достался фильму «Молоко» режиссера Игоря Ковалева (США) — выходцу из Киева...
Евгений Сивоконь — лауреат «Зеркала недели»

Завершил свою работу фестиваль анимационного кино «Крок». Гран-при достался фильму «Молоко» режиссера Игоря Ковалева (США) — выходцу из Киева. Избранником «Зеркала недели» стал Евгений Сивоконь (Украина) со своим фильмом «Засыплет снег дороги».

«Крок» возник в незабываемом 89-м — на волне борьбы за независимость. Правда, отношения мультипликации и большого игрового, художественного кино чем-то напоминали Украину и Россию: сравнительно маленьких аниматоров все время угнетали, выталкивали на периферию, в том числе и фестивальную. «Терпець увірвався», аниматоры-мультипликаторы объявили о своем суверенитете и провели в Киеве первый фестиваль под своим флагом. Затем статус был повышен до международного, более того, «Крок» погрузился на теплоход и отправился в ежегодные плавания водами сначала Днепра, а затем и Волги. Полная независимость…

Самое время теперь спросить: и что это все дало анимации? Просматривая программу нынешнего, двенадцатого по счету «Крока», я время от времени задавался этим вопросом. Ответ мой будет: анимация все больше сознает свою неповторимость, все чаще думает о том, чтобы развивать свой язык. Когда-то я прочитал у знаменитого культуролога Юрия Лотмана, что у мультипликации нет своего собственного языка, что она вынуждена питаться чужими языковыми соками — изобразительного искусства прежде всего. Вряд ли сегодня можно повторить сию сентенцию. Анимация все свободнее в выборе материала и средств для добывания из него образного содержания.

Вот пример — фильм «Молоко» Игоря Ковалева. Киевлянин, кстати, по рождению и воспитанию. Некогда начинал с фазовщика в объединении мультипликации на «Киевнаучфильме», поварился в котле веселой и талантливой команды тех времен (Давид Черкасский, Владимир Дахно, Евгений Сивоконь…). Затем была Москва, где он вместе с другим киевлянином, Александром Татарским, создает студию «Пилот». С 91-го живет и работает в США. Создатель ряда всемирно известных картин, с которыми, впрочем, наш зритель не очень знаком (ну нет у нас ни канала «Культура», ни внятной стратегии ограничения попсы, в том числе и анимационной). Его новейший 15-минутный фильм не имеет сколько-нибудь очевидной для меня связи с иными стилевыми сферами. Он рассказывает о достаточно скучной прозаической реальности, не просматривая ее сквозь призму определенных изобразительных конфигураций (как было у Ковалева, к примеру, в его знаменитой ленте «Его жена курица»). Магия экрана возникает здесь словно бы из ничего. Но возникает! Жюри оценило картину высшим фестивальным баллом — вполне оправданно, ибо здесь видишь один из эволюционных лабиринтов, ведущих в завтрашний день.

Оставшийся кивлянином Евгений Сивоконь в чем-то близок стремлению микшировать традиционную для анимации пластическую доминантность. Его 8-минутный «Засыплет снег дороги» сделан из сыпучих материалов, воспоминания о прошлом здесь приближены к новейшим представлениям о технологических особенностях психической жизни человека (именно Сивоконю и был вручен приз «Зеркала недели» — за феноменальный вклад в отечественное и мировое кино: как режиссера и педагога). Более традиционными оказались режиссеры среднего поколения украинских аниматоров — Наталья Марченкова (рисованная «Война яблок и гусениц») и Олег Педан (кукольный «Ключ»). Однако их работы продемонстрировали настоящее искусство, умение создавать мир фантазийный, удивительно находчивый и умный.

Ну а ученик Сивоконя Александр Шмыгун (он студент еще!) и вовсе обошел всех своих конкурентов в номинации дебютов — его кукольная «Пьеса для трех актеров» сделана уверенной рукой профессионала (куклы работают просто замечательно) и интересно мыслящего человека, который может вытащить из привычной метафоры «Весь мир — театр» новое глубинное содержание. Если добавить, что и остальные украинские участники (молодые режиссеры Анатолий Лавренишин и Александр Гуньковский) выступили вполне уверенно с фильмами «Блуждая между» и «Душ», то поневоле напрашивается оптимистический вывод о том, что отечественная анимация идет в гору. Наверное, не случайно. И школа есть, и традиции, и производство подымается — пусть медленно, но верно. Достаточно сказать, что отборочной комиссии «Крока» было предложено 38 (!) работ. Разумеется, это и рекламная продукция, и клипы, но главное — люди имеют работу, возможность профессионально расти.

Кстати, Шмыгун победил в дебютной номинации, где подбор фильмов оказался, пожалуй, самым интересным. Замечательное соединение пластической и мировоззренческой идей продемонстрировал француз Жереми Клапен в «Позвоночной истории» (Он принужден смотреть только вниз, Она, столь же обреченно, вверх; а вместе — гармония). Интересные философские подходы в трактовании мира предложили швейцарец Рафаэль Зоммерхальдер («Герр Вурфель»), французы Луи Мари Колон («Сломанная кукла»), Жереми Дэпюи («Дождь ручьем») и работающий во Франции поляк Яцек Возняк («Церемония»). Да, именно молодые обнаружили настоящий вкус к философскому осмыслению действительности. Не означает ли это, что чрезмерная забота о зрелищной стороне дела начинает потихоньку отступать? Хорошо бы. Тем более что их поддержали режиссеры постарше — россиянин Иван Максимов («Ветер вдоль берега») и голландец Геррит ван Дейк, продемонстрировавший в «Последних словах» довольно изощренную технику «потока сознания» (на пороге смерти в сознании знаменитого гангстера проносятся самые яркие события жизни).

Ключевым в обширной фестивальной программе россиян оказался проект «Гора самоцветов». Это 52-фильмовый цикл экранизаций сказок народов, населяющих Россию. Украинцев, естественно, тоже. Инициатор и один из руководителей проекта Александр Татарский («Бывших киевлян не бывает!» — изрек он на одной из пресс-конференций) привлек к работе и нескольких украинских режиссеров — Степана Коваля (после триумфального фильма «Шел трамвай № 9» работы в Украине ему так и не нашлось), Ирину Смирнову и Наталью Чернышеву. Сделано и показано уже одиннадцать картин — практически все удачные. Удачей является и заставка Сергея Меринова, предваряющая каждый фильм цикла. Она в меру патриотична, в то же время чуть иронична и тепла — не в последнюю очередь благодаря неповторимому голосу Алексея Баталова…

И как хорошо было бы, если бы один из наших телеканалов взял да и познакомил зрителей с тем, чем живет мировая авторская анимация. С фильмами, говорящими своим голосом. С комментариями специалистов, воссозданием фестивального антуража. Сколько же можно работать телевизионными кинобудками? Господа, поработайте еще и головой!

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ «КРОКА»

«Молоко», США, реж. Игорь Ковалев (Гран-при)

«Я знаю, кто я», Италия, реж. Симоне Масси

«Ветер вдоль берега», Россия, реж. Иван Максимов

«Умереть от любви», Германия, реж.Гил Алкабец

«Район!», Венгрия, реж.Арон Гаудер

«Про Ивана-дурака», Россия, реж.Михаил Алдашин и Олег Ужинов

«Пьеса для трех актеров», Украина, реж.Александр Шмыгун

«Позвоночная история», Франция, реж.Жереми Клапен

«Засыплет снег дороги», Украина, реж.Евгений Сивоконь

«Обман слепца», Испания, реж.Изабель Эргуера

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме