Появлением на прилавке новой книги сегодня никого не удивишь. Однако не стоит забывать, что бывают книги, бывают события, а бывают... книги-события! Даже в самых смелых мечтах нельзя было себе представить, что в наше коммерциализированное время выйдет книга, которая неравнодушно и увлекательно расскажет нам о творческих и человеческих судьбах десятков украинских певцов, о которых преимущественно писали только в отдельных статьях, да и то очень давно и фрагментарно. Книга открывает новые факты из жизни корифеев украинского оперного искусства, о которых написано немало в прошедшие времена, когда печатанная информация усердно фильтровалась. Я имею в виду только что выпущенный сборник «Українські співаки у спогадах сучасників» (Киев—Львов—Нью-Йорк, издательство «Рада» и издательство М.П.Коць, 2003, 780 с). Этот зеленый «кирпичик» издан на белоснежной бумаге с огромным количеством фотографий. Книга стала результатом тридцатилетнего самоотверженного труда автора-составителя Ивана Максимовича Лысенко, ставшего в свое время автором основательного биобиблиографического «Словника співаків України». Издание осуществлено при поддержке Марьяна Коця (основного спонсора) и Музыкальной фундации США, а также еще одиннадцати индивидуальных спонсоров.
В сборнике собраны рассказы об украинских оперных и концертно-камерных певцах, которые уже ушли из жизни и оставили заметный след в истории отечественного вокального искусства. Информативную ценность и специфику этого издания легко проиллюстрировать на нескольких примерах. Всем известно, что об Оксане Петрусенко издано несколько сборников воспоминаний, писем и других материалов, написано море статей и даже роман. Казалось бы, что можно сказать нового об этой любимице каждого украинского меломана? В раздел, посвященный Петрусенко, автор-составитель впервые включил воспоминания российского музыкального писателя Сергея Эбергардта, написанные в Свердловске в 1980 году специально для этого издания. В них рассказывается о свердловских сезонах нашей Оксаны. Кроме того, книга содержит немало не опубликованных до сих пор материалов даже о таких хорошо известных певцах, которым посвящены отдельные книги: Литвиненко-Вольгемут, Гришко, Гмыре, Ворвулеве, Донце, Кипоренко-Даманском... Но в этом сборнике есть сведения о певцах, давно заслуживающих того, чтобы вышли специально посвященные им книги. Имею в виду прежде всего таких, как Николай Частий, Михаил Микиша, Александра Ропская и Лилия Лобанова.
В книге впервые поднят целый пласт истории украинского вокального искусства, связанный с именами певцов, пострадавших от репрессий. Среди них баритон Степан Зубко, проведший 12 лет в ссылке и выступавший в Медвежегорском театре для заключенных на Кольском полуострове. Уже заголовок мемуарного очерка Софьи Тухнер о нем — «На сцені тюремного театру» — никого не может оставить равнодушным... Очень интересны и сведения о киевском баритоне Николае Филимонове. Он умер во время оккупации, в 1943 году, пострадав от репрессий еще в 30-х. Даже его могилу на Байковом кладбище потом сравняли с землей... Имена Степана Волынца, Юрия Лысянского или Марии Шекун-Коломийченко мало что говорят современнику. Но их объединяет то, что по их судьбам безжалостно прошлись жернова тоталитарной системы.
Персоналии, вошедшие в издание, отобраны весьма тщательно и, в конечном итоге, это отражает новый взгляд на историю украинского оперного искусства. Еще один важный аспект книги — широкое и объективное осмысление самого понятия «украинский певец». Многие знают фамилию черниговчанки Марии Дейши-Сионицкой, постоянной партнерши Шаляпина. Ее имя встречается и в «Летописи жизни и творчества Шаляпина», и в других публикациях о легендарном российском басе. Но именно из новой книги Ивана Лысенко мы можем узнать некоторые подробности, до сих пор остававшиеся в тени. Мало кто знает, что умерла певица в Крыму, подборка воспоминаний о ней чрезвычайно интересна, а вступительная биографическая справка содержит ценные сведения о связях Дейши-Сионицкой с Украиной. Это же можно сказать и об Иосифе Петрове, Федоре Стравинском, Павле Кошице, Лидии Липковской. В книге находим много похожих рассказов о «блудных сыновьях» Украины. Имя народного артиста РСФСР Павла Журавленко известно многим российским почитателям оперы. Конечно, когда-то в книге «Мастера оперной сцены», посвященной ведущим солистам театра им. С.Кирова, можно было прочитать о Журавленко как о «выдающемся советском певце». Но именно в сборнике Ивана Лысенко выразительно рассказывается об его украинских корнях, выступлении в украинском оперном репертуаре, о его любви к украинской песне. Немало есть и певцов, продолживших свою карьеру в западной эмиграции. Уроженец Львовщины Зенон Дольницкий пел на лучших оперных сценах мира и умер в Париже в 1976 году, Михаил Голинский в 1938 году выехал в США, а со временем жил в Канаде. Раньше узнать что-то о судьбах таких людей было очень сложно, ведь даже во времена государственной независимости Украины им мало кто уделял внимание. Кому-то из певцов книга предоставила первый и, очевидно, последний шанс напомнить о себе украинскому читателю. Речь идет прежде всего о таких персоналиях, как Петр Скуба, который умер в возрасте 35 лет в Одессе перед самой революцией, или Георгий Рожок, выехавший во время войны в Германию и там же ушедший из жизни в относительно молодом возрасте. О них известно очень мало, их записей не существует, и сборник Ивана Лысенко отдал им последнюю дань уважения и памяти.
Воспоминаниям нашего бессмертного светоча Ивана Козловского об украинских певцах (Цесевиче, Микише, Савранском) также нашлось место среди материалов книги. Представьте себе — тому, кто будет листать страницы этой книги, снова посчастливится услышать живое, не слышанное до сих пор слово Козловского! Да и о самом Козловском помещено много новых материалов — семь из одиннадцати мемуарных очерков в разделе о нем печатаются впервые.
Итак, читая эту книгу, вы имеете дело не с сухим лаконичным изданием энциклопедического типа, а как будто держите в руках целую стопку монографий. Отныне у того, кто будет искать информацию о каком-либо малоизвестном сегодня певце, будет возможность не просто получить разрозненные короткие сведения в «странствиях» от одной энциклопедии к другой, но и ознакомиться с целым разделом мемуарных материалов. Построение книги — хронологическое, по времени появления певца на оперной или концертной сцене (именно такой принцип последовательности собранных в ней материалов). В книге представлено около 300 воспоминаний о 120 певцах, мемуарным сведениям о каждом из них предшествуют содержательные биографические справки автора-составителя, такое же количество иллюстраций (это фотографии певцов как в ролях, так и в жизни). В приложении представлены такие не совсем обычные материалы — короткий «Спогад про безіменного тенора» Ю.Крыхе и воспоминание Гектора Берлиоза об экспедиции Глинки в Украину с целью поиска талантливых певцов. Сам автор, выступивший также редактором, переводчиком и корректором, не только написал все биографические справки и вступление к книге, но и поместил собственные воспоминания о нескольких певцах — Гмыре, Третяке, Манойло, Кикоте, Басенко, Марии Сокол. Издание охватывает огромный хронологический период — от XVIII столетия. Среди первых помещенных в него персоналий — Семен Гулак-Артемовский. Кстати, во вступлении автор привел интересное наблюдение. До 1917 года материалы прессы и воспоминания о певцах носили более раскованный и объективный характер. А в советские времена писать о народных артистах можно было только «беспроблемные» и хвалебные отклики. Но это обстоятельство отнюдь не преуменьшает ценность книги. Автор говорит, что материалов о некоторых певцах вполне хватило бы для дальнейшего издания отдельных сборников о них. В это нетрудно поверить. Так как среди библиографических справок, помещенных в предыдущей работе Ивана Лысенко — «Словнику співаків України» (К.,1991), — довольно часто можно было прочесть, что целый сборник воспоминаний и материалов о каком-то из певцов находится в личном архиве автора и еще не издан.
Помещенные в рецензированном издании воспоминания неравноценны, но усилиями автора они отредактированы, сокращены и «приведены в порядок». Автор, как правило, не помещал материалы о певцах, о которых уже выходили отдельные книги сугубо мемуарного характера (исключение составляют разве что Петрусенко и Донец). Многие воспоминания написаны дирижерами, пианистами, певцами, композиторами, режиссерами. Они выделяются особым профессионализмом и ценностью. Завершают книгу воспоминания о певцах, которые могут считаться нашими современниками, но раньше времени ушли из жизни. Это Василий Третяк, Николай Манойло, Андрей Кикоть и Александр Басенко.
Стоит откровенно сказать, что чтение этой книги захватывает не меньше, чем чтение детектива. Подобранные материалы настолько «живые» и познавательные, новой информации так много, что от книги просто невозможно оторваться. Хочется, чтобы это издание попало в руки всех, кто его ждал, кто интересуется историей отечественного вокального искусства. Книга понравится и опытным специалистам, и простым ценителям пения. Можно сказать, что Иван Лысенко и сейчас продолжает свою подвижническую работу, каждый день несколько часов проводя в библиотеке. Но Иван Максимович не спешит делиться секретами и не торопит события. Я уверен, что скоро мы увидим новые результаты его труда.