В культуре каждой страны есть периоды расцветов и закатов. В истории человеческой цивилизации немало ярких примеров, подтверждающих эволюционность и поэтапность в формировании культур. Свет древнегреческой философской мысли, тайны пирамид египетских фараонов, мастерское владение мировой энергией индийскими йогами превратились в историю.
Музыкальное искусство той или иной национальной традиции также подвержено этим процессам. Однако неуязвимая для мира вещей звуковая субстанция наделена большой свободой и почти не подвластна разрушениям. Музыкальной культуре свойственны обновления. Достаточно вспомнить расцвет немецкой музыки во времена великого Баха, а через два с половиной столетия — Вагнера. Вне зависимости от «возраста» подъем и расцвет той или иной национальной музыкальной традиции неизбежен.
Задумывался ли кто-нибудь из нас, что именно сейчас мы переживаем подобный период в развитии нашей культуры? Внешние проявления этого повсеместны — ни один концерт современной музыки, ни один фестиваль в мире не обходится без произведений современных украинских композиторов. Но это лишь сухая статистика, не имеющая ничего общего с живым духом музыки. Расцвет украинского музыкального искусства, начавшийся в провинциальных рамках союзной республики тоталитарного государства, вошел в новый этап национальной независимости от глобальной империалистической державной формации. За это время были созданы и продолжают создаваться все новые и новые условия для усмирения, «окольцовывания» свободного художника в нашем отечестве. И то, что мы можем наблюдать сейчас, было создано и создается вопреки и несмотря на… Это, согласитесь, верный признак свободы художественной мысли от конъюнктуры и атрибут ее расцвета.
Украинская музыка вышла, выражаясь языком строителя коммунизма, на передовые мировые позиции. Но за этой помпезной и высокопарной фразой в стиле соцреализма стоит целая плеяда выдающихся композиторов, исполнителей и даже критиков. У всех у них сложные судьбы представителей творческой интеллигенции, загнанной в угол чиновничьим произволом, тупостью и бездарностью номенклатурных работников от культуры. И чем талантливее и ярче личность, тем сильнее бьют… при жизни. Зато посмертно эти личности становятся героями — выдающимися, гениальными и т.д. А вместе с ними героями становятся и те, кто активно участвовал в побоях, кляузотворчестве и других мероприятиях, доводящих настоящих героев до логического конца. Вероятно, таким образом псевдогерои надеются заработать себе индульгенции для предъявления своим современникам. Многим это удается. Но, к сожалению, места в истории «забронировать» не удается, несмотря на бесчисленное количество авторских, творческих вечеров и концертов.
Я была свидетелем только двух авторских вечеров композитора, который стал «посмертным героем», — Ивана Карабица. Это концерт в Национальной филармонии на соискание лауреата Шевченковской премии в 2001 году (правда, премию ему не присудили — с героями такое нередко случается), и вечер памяти композитора в июне этого года в рамках фестиваля «Київські літні музичні вечори», проходящего на летней сцене Мариинского парка. Я не считаю произведений, включенных в программы ежегодного «Киев Музик Феста», родоначальником и директором которого был сам композитор. Я даже слышала упреки в его адрес за то, что он помещает свои произведения и на открытии, и в заключительном концерте. По моему глубокому убеждению, он на это имел полное право.
Последний концерт из произведений Ивана Карабица был свободен от рутинных речей и фальшивых эмоций. В окружении молодой летней листвы, в одном из красивейших уголков Киева звучала музыка выдающегося маэстро в исполнении Государственного симфонического оркестра под управлением Кирилла Карабица — гордости его родителей — композитора Ивана Карабица и искусствоведа Марианны Капицы. Глядя на него, уверуешь в переселение душ.
Для вечера памяти отца Кирилл выбрал три, на мой взгляд, выдающихся произведения: концерт для оркестра №1 «Дарунок Києву», концерт для оркестра №3 «Голосіння» и фортепианный концерт «Пять музыкальных моментов» в исполнении молодого, но также известного пианиста Вячеслава Зубкова. Это был вечер памяти, но не только… Казалось, музыку Карабица играли как приношение композитору и человеку.