Завтра мир узнает новых обладателей «Оскара», наиболее престижной и почитаемой в мире кино премии, присуждаемой Американской академией киноискусства. Кажется, еще недавно для нас было почти недосягаемой мечтой - увидеть знаменитое шоу вручения знаменитых статуэток, хоть одним глазком подсмотреть, как это все происходит. Теперь наше телевидение (сейчас это канал Студии «1+1») охотно предоставляет такую возможность, Смотри, наслаждайся, критикуй, если хочешь...
Американский кинематограф нынче - бесспорная империя. Вся Европа, и мы отнюдь не исключение, завоевана и покорена. Колониальные войны закончены - не извольте трепыхаться и пыжиться, вспоминать советские времена, когда было по-другому. Было, да сплыло. Теперь даже если и появляется где-то что-то, мигом притягивается старшим кинематографическим братом. Вот и в этом году итальянский (правда, с участием американского «Мирамакса») и италоязычный фильм Роберто Беньини «Жизнь прекрасна» вошел в пятерку претендентов на звание лучшего фильма года (это не помешало ему одновременно стать номинантом и в секции иностранных картин). Фильм выиграл второй приз в Каннах, но прессу собрал разноречивую. Многих шокировало водевильное препарирование темы Холокоста, хоть правил тут никаких нет, а жизнь - и в самом деле штука отменная, с этим не поспоришь.
Есть какая-то закономерность, что в той самой пятерке номинантов сразу три ленты посвящены второй мировой войне. Последний раз нечто подобное наблюдалось аж пятьдесят лет назад, что выглядело тогда вполне естественным. Ну а сейчас конец столетия, не имеющего равных по своей кровавости. Многомиллионные жертвы вопиют: во имя чего это все было?
«Спасение рядового Райана» Стивена Спилберга (11 номинаций, включая «лучший фильм», «лучший актер» и режиссерский, вкупе со сценарным и операторским, «Оскар») как раз об этом - о цене жертв. Философия фильма выстроена на впечатляющем изобразительном материале - высадка американских солдат на французское побережье в 44-м воссоздана в гиперреалистическом стиле. Мы видим, во что превращается человеческое тело и душа в военном аду - в рвань и вонь... Лет десять назад мне пришлось беседовать со знаменитым русским писателем Виктором Астафьевым. Он спросил меня, видел ли я когда-нибудь человека, в которого попала пуля, да еще разрывная? Нет, слава Богу, не приходилось. Разве что в кино. «В кино? На экране это выглядит просто красиво, - восклицал писатель. - Бежит человек, потом едва ли не взлетает. Не война, а игра в казаки-разбойники. На самом же деле - жуткое зрелище. Кровь хлещет изо всех дырок фонтаном, внутренности нередко лезут наружу, ну и так далее. Так и нужно показывать войну - быть может, тогда меньше будет охочих до военных действий».
Спилберг так вот и показывае. Как ужас кромешный. Как конец света. Человек здесь ничто - пушечное мясо, которое поджаривают на сатанинском вертеле. Получасовая прелюдия заканчивается эпизодом в вашингтонских кабинетах - одна из служительниц военного ведомства обнаруживает, что из четырех братьев Райанов погибли трое. У их матери остался один только, и то предположительно. Сверху спускают команду: найти рядового имярек и переправить в Америку. Мать не должна остаться одной. Должна же быть какая-то справедливость!
На поиски Райана отправляется небольшой отряд из восьми человек во главе с капитаном Миллером (Том Хенкс). Задача почти невыполнимая - ведь война нечто вроде Зоны сталкеровской (подобное сравнение уже проводилось, и оно кажется мне вполне правомерным). Отряд собирается как в сказке, фольклорными методами. Как в сказке и гибнут, один за другим. Вдоволь наразмышлявшись о том, в чем же состоит уродливая арифметика войны. Когда для того, чтобы выжил один, нужно уложить десяток. Сознание жертвенности - без этого, пожалуй, не выжить на полях битв. Прежде всего морально, конечно.
«Райан» вызвал разноречивую реакцию критиков. Преобладающая интонация в Москве, скажем, насмешка: американский батальный соцреализм, который у Сергея Бондарчука получался гораздо лучше. А уж финал, когда старый Райан (выжил он тогда) спрашивает у жены, достойно ли он прожил свою жизнь, и вовсе вызывает усмешку - лобовей не получится. Да, слишком надрывно, но эмоционально просчитано совершенно точно. Когда зритель пережил смерть стольких экранных людей, он не может не задать этот вопрос: оправданы ли были те страшные жертвы.
«Тонкая красная линия» Теренса Малика войну препарирует в ином ключе - как драму космического порядка, как то, что закодировано в самой природе. Впечатляющий фильм, не удивлюсь, если он получит несколько оскаровскик статуэток, в том числе и в самых главных номинациях.
Лидирует же пока картина британского режиссера Джона Маддена «Влюбленный Шекспир» (13 номинаций). Закономерно, по-моему, ибо сделано все с настоящим постановочным шиком, когда испытываешь кайф буквально от каждого компонента «фильмы». Изумительно работает камера Ричарда Грейтрекса, блистательны актеры - от исполнителей главных ролей (Гвинет Пелтроу претендует на актерский «Оскар») до эпизодических персонажей. Картина об упоении любви, о том, как вдохновение жизни преображается в чудесные цветы поэзии. Молодой Вил Шекспир влюбляется в молодую знатную даму, и из всего этого получается «Ромео и Джульетта», всего лишь.
Чудо любви и в другом фильме, «Такая простая вещь», откуда и попала в актерскую номинацию знаменитая Мерил Стрип. Ее героиня, мать образцового семейства, умирает, еще больше скрепляя своих близких. Увы, получилось слезливо и попросту скучно. Как по мне, у Стрип шансов никаких, но кто же знает...
«Оскар» - это еще и капиталистическое соревнование производящих фирм. Лидирует «Мирамакс» - аж 23 номинации, далее «Юниверсал Пикчес» и «Парамаунт Пикчес» (соответственно 20 и 14). Но кто бы ни выиграл - нам-то все равно. При любом раскладе мы всех этих номинантов сможем увидеть. Если будет желание, конечно. Жаль только, что наша публика почти забыла о существовании кинотеатра и большого экрана. Нынешнее же кино предполагает удовольствие по полной программе - со стереозвуком, со зрительскими эффектами, которые на видео не прочувствуешь. Но помаленьку все изменится и у нас... Пока же будем смотреть церемонию награждения «Оскарами». И завидовать - себе завтрашним.