ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Поделиться
В мае будущего года Санкт-Петербург готовится пышно отметить свое 300-летие. Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского в минувшем веке стал городом Блока и Ахматовой, Набокова и Бродского...

В мае будущего года Санкт-Петербург готовится пышно отметить свое 300-летие. Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского в минувшем веке стал городом Блока и Ахматовой, Набокова и Бродского. Среди тех, кто приумножал его славу, имена дирижера Евгения Мравинского и режиссера Георгия Товстоногова. А сколько знаменательных оперных и балетных спектаклей показал миру Мариинский театр, сколько ярких музыкальных событий происходило и происходит в стенах Большого зала Петербургской филармониии! За три века в бывшей имперской столице и также уже бывшей колыбели революции накопились ценнейшие духовные сокровища. К ним безусловно относится и все то, что связано с историей Санкт-Петербургской консерватории, созданной сто сорок лет назад.

В России она была первой и первой открыла свои двери талантливым представителям всех населяющих империю народов. С дипломом выпускника Лейпцигской консерватории сюда приехал молодой Лысенко, чтобы продолжить серьезные музыкальные занятия. Здесь зарождались национальные композиторские школы Грузии и Армении. Здесь работали и учились русские и поляки, немцы и украинцы, итальянцы и латыши, а сегодня приезжают на учебу молодые люди из многих стран и континентов. «Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе» — название международной научной сессии, посвященной юбилею вуза, справедливо гордящегося своей богатой историей.

У истоков стоял блистательный пианист и композитор Антон Рубинштейн. К тому времени он уже слыл гражданином Европы. Непревзойденной была его слава виртуоза. Он общался со всеми знаменитыми современниками и с сильными мира сего. Его произведения звучали в артистических салонах, в театрах и на концертных площадках разных стран. Только человек такой огромной энергии и бескорыстной преданности искусству мог совершить воистину невозможное. В стране самодержавия и полицейского надзора, где только год назад было отменено крепостное право, где убивали и бросали за решетку поэтов, где талантливые люди из народа находились на положении рабов, он сумел доказать необходимость поднимать и развивать музыкальную культуру на новой, свободной и высокопрофессиональной основе.

Рубинштейн использовал свой авторитет и связи в высшем свете, чтобы инициировать создание музыкального учебного заведения европейского образца и возглавить его в качестве директора. Дважды он занимал этот высокий пост, выдержав за годы своей интенсивной преподавательской и организационно-административной деятельности нелегкую борьбу на два фронта. Сопротивление он встречал не только в чиновничьих кругах. Среди яростных противников самой идеи консерваторского образования были лучшие русские музыканты, члены «могучей» пятерки композиторов «новой русской школы», а также их вождь и вдохновитель Владимир Стасов. Какие только обвинения они не обрушивали на Антона Рубинштейна, превращаемого под их язвительным пером то в Тупинштейна, то в Дубинштейна! Доставалось созданной им консерватории и от яркого полемиста, авторитетного музыкального критика и оперного композитора Александра Серова. Якобы ничему дельному и самобытному она не научит, кроме немецкой рутины и ремесленного подражательства. Но первый же консерваторский выпуск стал блестящей победой дела Рубинштейна: среди лучших воспитанников было названо имя Петра Ильича Чайковского, навсегда сохранившего любовь к своей альма-матер и к ее создателю.

Знаменательным событием консерваторской истории стало приглашение на преподавательскую работу музыканта из лагеря задиристых полемистов, члена «Могучей кучки» Николая Андреевича Римского-Корсакова. Прежде чем превратиться в знаменитого профессора, известный композитор должен был сам засесть за учебники и книги, чтобы преодолеть пробелы собственного музыкального воспитания. Ведь старший в дружеской пятерке Милий Балакирев считал, что систематическое «школьное» образование, основанное на изучении сложившихся правил, норм и законов, может только повредить самобытным талантам его подопечных. Он признавал только такой метод обучения, который состоял в проигрывании, прослушивании и совместном обсуждении музыкальных произведений признанных мастеров прошлого и современности. Но такой путь был пригоден только для исключительных личностей и особых обстоятельств. В иных случаях он порождал лишь дилетантизм и любительство. Когда младший из «кучкистов» это понял, он не постеснялся заново взяться за учебу, чтобы впоследствии стать ведущим консерваторским профессором, деятельность которого как выдающегося педагога и музыканта составила целую эпоху насыщенной жизни старейшего музыкального вуза. С 1944 года, когда отмечалось столетие со дня рождения Римского-Корсакова, Ленинградская в то время консерватория стала носить его имя.

Во главе консерватории всегда стояли авторитетные музыканты-профессионалы, выдающиеся мастера своего дела — композиторы и исполнители. Но особенно насыщенной и событийно богатой была эпоха директорства Александра Глазунова, об уникальной одаренности которого, особых привычках и вкусах, манере обращения с учениками и коллегами слагались легенды. На эту пору пришлись самые трудные годы революционных бурь, войн и разрухи. Но тогда же из стен консерватории вышли еще два знаменитых воспитанника — Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, без которых невозможно представить панораму мировой музыки ХХ века. Оба были новаторами-бунтарями и вместе с тем профессионалами высшего класса. Оба уже в консерваторских стенах сумели ярко о себе заявить и подвергнуться отечески строгой критике Глазунова, запомнившейся на всю жизнь.

Центральным событием насыщенной праздничной афиши юбилейных дней в честь 140-летия консерватории стало выступление консерваторских коллективов — симфонического оркестра, хора театра оперы и балета, в который трансформировалась бывшая оперная студия, хоров дирижерско-хорового и вокального факультетов. Они исполнили произведения шести композиторов, неразрывно связанных со славной историей вуза: Чайковского, Глазунова, Антона Рубинштейна, Римского-Корсакова, Шостаковича и Прокофьева. За пультом стоял нынешний руководитель вуза, широко известный хормейстер и симфонический дирижер профессор В.Чернушенко. Ректорский пост он занимает с 1979 года. Параллельно руководит еще одним прославленным коллективом — Петербургской певческой капеллой им. М.Глинки. Помимо организаторской, исполнительской и педагогической деятельности он много лет ведет работу по восстановлению утраченных и забытых духовных творений русской музыки. Десять лет назад В.Чернушенко была поддержана инициатива создания в консерватории отделения древнерусского певческого искусства и подготовки специалистов соответствующего профиля. А совсем недавно появилась еще одна новая структура — отделение русской музыкальной культуры нового и новейшего времени.

В Петербургской консерватории издавна бок о бок существуют охранительная и новаторская тенденции, сочетаются добротный академизм, связанный с пиететом к традициям, и включенность в бурный поток современности. Ведь обучение невозможно как без известной меры консерватизма, так и без пересмотра устаревших канонов. Оба начала как бы соединяются в уникальных личностях педагогов, создателей собственных школ, из недр которых выходят новые таланты.

О петербургских исполнительских школах прошлого подробно шла речь в докладах научной сессии. А одна из таких школ, действующих сегодня, была представлена в первом из цикла концертов профессора Анатолия Никитина и его учеников. Выдающийся виолончелист, Божьей милостью музыкант, как назвал его Владислав Чернушенко, Никитин задумал нынешний концертный сезон как год виолончели — фестиваль из десяти концертов виолончельной музыки. В первом вечере, который открывал афишу юбилейных торжеств и проходил в недавно отреставрированном уникальном по оформлению и архитектурному решению концертом зале имени А.Глазунова, выступил руководимый Анатолием Павловичем Санкт-Петербургский ансамбль виолончелистов. В числе его девятнадцати участников, многие из которых уже обрели имя, стали лауреатами известных международных конкурсов, концертирующими солистами и преподавателями, на равных правах с учениками вдохновенно музицировал сам профессор. В интересно составленной программе звучали переложения пьес Слонимского, Пярта, Римского-Корсакова, Казальса, Лядова. А кульминацией вечера стали Антракт к четвертому акту оперы «Кармен» и Половецкие пляски из «Князя Игоря».

Невозможно рассказать обо всех ярких событиях прекрасно организованного юбилея. Это и выставка, в которой в материалах и документах предстала богатая история вуза, и уникальный альбом, впервые публикующий многие фотографии и архивные документы из отдела рукописей научной библиотеки вуза и музея консерватории. Давние связи роднят музыкальные вузы Петербурга и Киева. Об этом можно было узнать из докладов киевских гостей праздника, профессора Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского Т.Гнатив и докторантки Л.Гнатюк. В научной сессии также приняли участие профессор Национальной музыкальной академии Украины М.Черкашина-Губаренко и аспирантка Е.Корчевая. Всего же было представлено более восьмидесяти докладов и сообщений. Кроме самих хозяев и киевлян выступили ученые Великобритании, Белоруссии, гости из Москвы, Астрахани, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска. Говоря о прошлом и настоящем первой русской консерватории, они особенно подчеркивали ее роль в развитии и изучении национальных культур, национальных и региональных композиторских и исполнительских школ, ее вклад в сферу музыкальной науки и педагогики.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме