Возникшие в последние годы украинские издательства, в частности, киевский «Спалах» ЛТД, вносят пусть еще слабую, но все же ощутимую духовную струю в широкий поток коммерческой литературы, выпускают все больше книг на украинском языке. Недавно издательство «Спалах» основало серию «Український історичний роман». Первыми в ней в 1993 г. издан роман Юрия Мушкетика «Гетьманський скарб», вторым - роман Раисы Иванченко «Отрута для княгині» («Отрава для княгини»). Последний вышел на хорошем редакторском и полиграфическом уровне, без тьмы раздражающих ошибок, характерных для многих нынешних изданий, с цветным художественным портретом княгини Ольги на обложке (художественные оформления П.А.Крисаченко, ответственная за выпуск Э.Я.Уманцева, редактор Я.С.Паньков, художественный редактор Т.Я.Смолякова, технический редактор Г.К.Юркова). Состоялась презентация книги, по третьей программе украинского радио читаются отрывки из нее, роман постепенно приобретает известность. В центре его Киевская Русь X столетия.
Наследницей каких культур, лоном каких народов была Киевская Русь? Уже более столетия, а особенно настойчиво в последние годы утверждает сравнительно - историческое языкознание, что территория между Центральной Европой и Северным Причерноморьем - праевропейская родина. Существует и традиция, идущая от Михаила Драгоманова и Леси Украинки, Викентия Хвойки и Михаила Грушевского и до наших дней (см. «Космос древньої України», Киев, 1992; Ю.Каныгин «Путь ариев», Киев, 1995, и др.), считать родиной украинцев - «одного из самых загадочных народов», - великую Аратту - Оратанию, ставшую потом Киевской Русью. С этим не соглашаются традиционные история и археология. Казалось бы, отшумели споры норманистов и антинорманистов о роли варягов в зарождении и становлении Киевской Руси, но их отголоски слышны до сих пор.
«Велесова книга» - памятник V-IX веков - настойчиво вспоминает о праотце Ории и трех его сыновьях - Кие, Пащеке и Гороховато, приходе их на рай - реку Днепр и основании Кием города в земле, где «текут меды и молоко». «Давно были на Руси хазары, сейчас варяги, мы же русичи, но никак не варяги», - утверждает «Велесова книга».
В «Повести временных лет» нет упоминания об Ории, но говорится о братьях Кие, Щеке и Хориве, строительстве ими города, приходе варягов.
Существуют свидетельства других летописей, арабских путешественников, византийских хронистов, достаточно многочисленные, но противоречивые и доступные различным толкованиям. Недаром Грушевский писал: «История начал Киевской державы принадлежит к тяжелейшим вопросам всемирной истории» («Історія України - Руси», т.1, с.379). Причина в том, что история этих «начал» носит в значительной степени дописьменный, не зафиксированный точно характер, она скорее легендарна и сказочно- мифологична, а потому является благодарным полем не только для точного знания, но и творческой фантазии.
Именно таким сочетанием двух, казалось бы, противоречивых качеств - точности ученого и фантазии художника - обладает и Раиса Иванченко - историк и писатель, которая уже давно строит свою версию событий IX-X веков в Украине - Руси, воссоздает в ярких картинах бытие людей, живших когда-то на берегах Днепра - рай-реки. Окончив исторический факультет Киевского университета в 1957 г., она много лет преподавала в нем историю Украины. В 1971 г. в издательстве «Радянський письменник» вышел ее первый исторический роман - роман-хроника «Клятва».
Затем в 1982 г. появились «Гнів Перуна» и «Золоті стремена» - романы, рассказывавшие о Киевском государстве XI -XII веков. Эти книги неоднократно переиздавались, печатались на разных языках. Были и другие повести, рассказы, а также сугубо научные труды, в частности «Раби Києва не мовчали», посвященная 150-летию со дня рождения М.П.Драгоманова. Многим еще памятны радиолекции Раисы Иванченко по истории Украины, вызвавшие как благодарные, так негодующие отклики и включившие в себя материал ее небольшой книги «Україна від Кия до Кравчука: Короткий нарис історії української державності» (1992 г.).
Особенно хочется остановиться на вышедшем в 1988 г. в издательстве «Радянський письменник» романе Раисы Иванченко «Зрада, або Як стати володарем» («Измена, или Как стать властителем»). Он и опубликованный сейчас издательством «Спалах» роман «Отрава для княгини» вполне самостоятельные произведения, но фактически они составляют дилогию: часть героев у них общие (новгородский воевода, а затем киевский властитель Олег, бояре, священник Местивой и др.), хронологически второй примыкает к первому и посвящены они общей теме - жизнь восточных славян в IX веке, истоки Киевской Руси.
Действие в романе «Измена, или Как стать властителем» происходит в «обваряженном» Новгороде и «боярском» Киеве, временами переходит в Болгарию, Моравию, Хазарию, Византию. Автор посвятил роман «предковечному многострадальному неуничтожимому героическому Киеву». Киев и является главным героем обоих романов дилогии:
В Новгороде захватывает власть Рюрик с женой - норманской королевой Ефандой и сыном Игорем, посадским Олегом, в Киеве правит один из «киевичей» - князь Тур-Дир. Киевский князь язычник, у него несколько жен, и одна из них - печенежка - устраивает так, что печенеги похищают жену Дира полянку Славину с сыном Оскольдом. Через многие годы, став христианином, Оскольд возвращается в Киев и занимает отцовский престол.
Во многих сказаниях и летописях Дир и Оскольд (Аскольд) варяги, но Раиса Иванченко следует версии, что киевская династия, включая Дира и Оскольда, - непосредственные потомки Кия и его братьев.
Оскольд стремится укрепить свою державу, опираясь на новую - христианскую - веру, возвеличить ее и поставить Киев вровень с Византией. Это и становится причиной его мученической смерти. Волхвы, бояре старых родов и племен не хотят терять свое положение и преимущества. Они тайно призывают Олега с варяжской дружиной, чтобы убить ненавистного Оскольда. Положение Олега в Новгороде после смерти Рюрика ненадежно, и он охотно отправляется в Киев вместе с варяжской дружиной, Ефандой и Игорем. Измена прокладывает ему путь к власти. Олег убивает Оскольда, который вышел встретить ладьи пришельцев безоружным из-за предательства своих бояр.
Далее события разворачиваются в романе «Отрава для княгини». Первая его книга «Вещий Олег» посвящена тому, как правит в Киеве и укрепляет свою власть новый повелитель. Олег - безроден, он - не князь, он «проходимец, чужак, завоеватель, предатель, убийца...». Поэтому он вынужден править, хотя и опираясь на ненадежных бояр, но именем «рюриковича» Игоря, которого он женит на случайно попавшей в Киев Ольге - невесте древлянского князя Малко.
Ольга всегда считалась некоей безвестной псковитянкой, такой она попала в труды историков и энциклопедии. Представление Ольги болгарской княжной, внучкой болгарского царя Симеона, посланницей христианской страны - главная находка писательницы, по-новому озарившая известные события. Раиса Иванченко вспоминает: «Я взяла в руки папки с разными выписками, которые готовила для книги о княгине Ольге, начала снова пересматривать их. Остановилась неожиданно на одной короткой записи из владимирского летописца. Там сообщалось, что Олег женил Игоря в болгарах и взял ему в жены «княжну именем Ольгу. И бысть мудра зело». В другом месте сообщалось, что Олег привел Игорю жену от Плескова, именем Ольгу».* Вот он, ключ от тайны княгини Ольги - болгарская княжна! Русь и Болгария... Как велика, как животворна их история. И я углубилась в нее, как в исполинский храм...»
Во второй книге романа «Княгиня Ольга» героиня после смерти мужа - князя Игоря - начинает новое бытие - властительница великой Страны Руси. Ольга чувствует себя ее матерью, делает все по велению величия своей державы. Ольга стремится поддержать в Руси огонь духовной жизни, распространить христианство, хочет, чтобы Киевская Русь переняла все лучшее, что есть на земле, и сравнялась с другими государствами, прежде всего с Болгарией. Эти две страны, - думает княгиня, - вознесут славянский мир над хищностью ромеев и диких орд, сломают занесенный над их землями меч. Ольга мечтает, что Русь сравняется с Византией, ведь земля русов-украинцев богаче, а ее народ ни у кого не отбирает земель, живого духа, обычаев и веры. Такой народ должен быть возлюблен Богом и Небом. Идеал Ольги - ее дед, болгарский царь Симеон - великий руководитель и просветитель своего народа.
Для Раисы Иванченко Ольга также образец могучего и мудрого, уже усвоившего начала христианских заповедей правителя. Такие, как она, - «соль земли», «свет для света» (слова из «Евангелия от Матфея, взятые в качестве эпиграфа для романа).
Отрава власти, корыстолюбие и себялюбие, борьба за богатство, которое дает власть, - эта сторона бытия очень сильно и эмоционально постоянным мотивом, фоном, движителем сюжета проходит через оба романа дилогии. Такая борьба сопровождается бесконечными заговорами и предательствами тех, кто ради собственной корысти готов губить «души русичей» (недаром первый роман дилогии назван «Измена, или Как стать властителем»). «О земля, почему терпишь их, почему не поглотишь вместе с их коварством и позором?» (с. 293) - кажется, что это не голос писательницы, а самой многострадальной украинской истории.
Данная весьма существенная часть романа, к сожалению, злободневная и в наши дни, когда все еще велико полчище жаждущих чужого ярма, тех, «кто в холопстве своем забывает, какого он рода и народа» (с. 193). К ним обращены слова романа: «Почему не знаете, что вкус свободы - самый сладкий и хмельной плод? Остановитесь, опомнитесь - и испробуйте его!..» (с. 194).
Композиционно роман построен по принципу кольца. В ходе начальных эпизодов воцарения Олега в Киеве видим суровую киевскую зиму: «Тяжелые белые снега завалили улицы киевского Подола» (с. 31). Затем «лютую и тугую зиму» сменяет веселый Купало с поющим хороводом:
«На Купайла, Купайла
Ходила відьма з відьмайлом» (с. 38)
В конце повествования снова над Киевом снежная буря: «Гудело небо и содрогалась земля» (с. 427). Но опять после зимних бурь киевляне спешат к Днепру-Славуте и Почайне и катится по киевским кручам и лугам
«Ой на Купайла, Купайла
Купалася ластівочка...»
(с. 441).
Прошли десятки лет. Кажется, все вернулось на круги своя. И после жестокого, кровавого Олега и грубого, невежественного Игоря киевский престол занял напоминающий их, такой же выученик варягов, сын Игоря Святослав.
В первом романе дилогии был похищен сын Тура - Дира Оскольд со своей матерью. Второй роман также заканчивается похищением сына Святослава Владимира со своей матерью Малушей. Кажется, что повествование захлопнулось, закрылось, время свернулось в глухое кольцо. Но наше уже осведомленное сознание подсказывает: нет, не кольцо, а спираль времен. Мир уже изменился по сравнению с миром Оскольда и Олега. Стало больше христиан, с Украиной-Русью считаются соседние племена и государства. И Владимиру удается то, что не удалось его прадеду Оскольду (по матери Малуше) и бабке Ольге, - крестить Русь!
Труды княгини Ольги не прошли даром. Она давно уже канонизирована русской православной церковью. И может быть благодарные потомки восстановят разрушенный памятник, когда-то поставленный ей в Киеве, созданный скульптором Иваном Кавалеридзе, и прочтут роман Раисы Иванченко «Отрава для княгини», также ставший памятником той, что была «солью земли», «светом для света», святой, отравленной властью.