Лет десять назад актеру, режиссеру, исполнителю собственных песен Владимиру Смотрителю поставили диагноз: одиночество. Диагнозы обычно ставятся при заболеваниях, действия Владимира Смотрителя смахивали на то. Благополучный, талантливый артист бросает столичный театр и едет в областной город, чтобы продолжать делать свое дело в одиночку. Так в Хмельницком появился Монотеатр «Кут» Владимира Смотрителя. Актер добровольно взвалил себе на плечи все то, что в большом театре делают много людей. Вот такая экономия человеческих ресурсов. Справедливости ради стоит сказать, что не о благополучии других, этих самых людей думал В. Смотритель, освобождая их от работы, он хотел прежде всего собственной творческой свободы, возможности делать то, что требовала его, без преувеличения, богатая творческая натура. За годы своего существования маленький театр «Кут», разместившийся в центре Хмельницкого, превратился в своеобразный художественный клуб, который собирает для общения таких же, как и его создатель, творчески неуспокоенных, ищущих людей, для которых искусство есть чем-то особенным в жизни. Работающие в «Куте» подвижники и единомышленники Смотрителя, ласково называющие себя кутятами, сумели создать в театре просто-таки домашнюю обстановку, располагающую к полному раскрепощению. Потому и царит в театре атмосфера искренности, приязни, уважения к творчеству.
В.Смотритель не мог ограничиться собственными сценическими удачами, каждый из созданных им спектаклей несомненно событие в моноискусстве, фантазия влечет его дальше, и актер решает на крохотной территории своего государства «Кут» собрать таких же, предпочитающих в искусстве одиночество, представителей разнообразных видов творчества. Так эта идея, поддержанная местными властями, оформилась в создание фестиваля моноискусств «Розкуття». В этом году в восьмой раз неугомонные смельчаки-одиночки съехались на «Розкутовские» вечера в Хмельницкий и на протяжении шести дней, пока велся фестивальный дневник, пестрая палитра моноискусств переливалась различными оттенками. Раздел «Театр одного актера» был представлен спектаклем «Кайдашиха» по повести Нечуя-Левицкого в исполнении народной артистки Украины Лидии Кушковой (г. Днепропетровск), которая, выйдя в образе известного всем персонажа, обратилась к зрителям с предложением посмотреть на Кайдашиху несколько под иным углом зрения, чем это сделал классик украинской литературы. Оригинальность такой идеи защиты образа и совершенное актерское исполнение заставили зрителей стать сторонниками Кайдашихи в ее споре с автором «Кайдашевой семьи».
Какими различными могут быть одиночества! В жанре поэзии познакомили со своим поэтическим восприятием мира киевлянка Людмила Таран и хмельничанин Игорь Байдак. Елена Матушек тоже читала свои стихи и еще представляла номинацию фестиваля «Журналистика». Там же известная хмельницкая телеведущая Наталья Захарчук рассказала о работе над своими авторскими программами. В жанре «Инструментальная музыка» выступил Владимир Мыслицкий, настоящий человек-оркестр, использовавший в своем выступлении 15 видов духовых инструментов. Также в творческих углах «стояли» представители жанра авторской песни. Хмельничанин Юрий Гуцуляк продемонстрировал современные музыкальные ритмы, песенные зарисовки неких внутренних состояний поэта. Киевляне же Наталья Бучель и Михаил Конечный показали театрализованные песенные импровизации. Н.Бучель — зажигательные испанские мотивы и собственную интерпретацию мудрой философии стихов Лины Костенко, а М.Конечный предстал перед зрителями в стиле французского проникновенного шансона с ярко выраженным трагизмом Пьеро, меняющего маски печального пилигрима, потерявшего ощущение где маска, а где жизнь. Оригинальный жанр был представлен искусством Тамилы Петрощук, показавшей интересное решение в мономимдраме «Клоунесса Тамила» и иллюзиониста Владимира Ятченко с фокусной программой. На странице «Юмор и сатира» «сражались» метры жанра — неподражаемый писатель-сатирик Евген Дудар и 7-летний Валентин Лосовский, покоривший искренностью своего юного таланта. Последний день фестиваля открывала актриса Хмельницкого театра кукол, заслуженная артистка Украины Людмила Янчишина. Сюрпризом и подарком для города, где «Розкуття» — праздник, которого ждут целый год, стала встреча с актерами Национального театра им. Франко, з.а. Украины Полиной Лазовой и Анатолием Гнатюком. Они рассказали о родном театре, о новых спектаклях, исполнили песни. Нахохотались зрители, глядя фрагмент спектакля «За двома зайцями», в котором актеры виртуозно разыграли дуэт Прони и Голохвастова в современной трактовке. А потом все сошлись на большой сцене филармонии в гала-концерте.
Перелистнув последнюю страницу фестивального дневника, невольно сравнивая его с другими фестивалями, подумалось, в чем же уникальность «Розкуття»? В особенной идее соединения различных жанров искусства, в стремлении его организаторов показать наиболее полно палитру творческой личности, многогранность возможностей ее самореализации. «Возводить храм без прикосновения рук» — это делали участники фестиваля, один на один с залом, делали честно, талантливо, искренне. И зрители испытывали благодарность за причастность к воздвижению этого эфемерного Храма духа. Его никто не видит, но в его существование многие верят.