В Москве набирает звездный разбег Международный кинофестиваль. 31-й по счету. Продлится праздник cinema под предводительством Никиты Михалкова (он здесь президент) до 28 июня...
Афиша фильма «Мелодия для шарманки» |
В этом году московский кинопраздник, как и все праздники в мире, подпортил вездесущий кризис. Резко сократились спонсорские вливания в бюджет фестиваля. Но Никита Сергеевич не был бы другом Владимира Владимировича, если бы не сумел договориться об увеличении государственного финансирования ММКФ. С 90 до 120 млн. рублей. Чтобы покрыть кризисные затраты. Фильм открытия — уже прогремевший в Канне «Царь» Павла Лунгина, где свою последнюю роль сыграл Олег Янковский. А фильм закрытия — «Враги общества» Майкла Манна. Московская премьера состоится на несколько дней раньше, нежели мировая (в том числе в США). Москвичи взяли за правило показывать на своем фестивале большие голливудские хиты, дополнительно привлекая к фестивалю киношную аудиторию.
Собственно творческое наполнение форума весьма и весьма… Один из отборщиков, киножурналист Андрей Плахов, уже признался, что ему пришлось просмотреть около сотни картин! И это для того, чтобы в конкурс втиснуть хотя бы 16. Из ожидаемых конкурсных показов — «Как велит Бог» Габриэля Сальватореса, «Муки в огне» Лены и Славы Чаплиных. Россияне в основном конкурсе покажут сразу три ленты: «Палата №6» Карена Шахназарова, «Чудо» Александра Прошкина, «Петя по дороге в Царствие Небесное» режиссера Николая Досталя.
Из внеконкурсных событий особо отмечают программу «Кино Грузии»: «От «Клятвы» до «Покаяния». Этот смотр особо примечателен по-прежнему натянутыми российско-грузинскими отношениями.
Будут вне конкурса также ретроспекции Карена Шахназарова, Павла Лунгина, Ежи Сколимовского. Будет и традиционная программа Петра Шепотинника «8 с половиной фильмов». Впервые в этом фестивале принимает участие анимационная лента «Первый отряд», над которой работали россияне, японцы и канадцы.
У организаторов есть намерение уже через год сделать отдельный конкурс документального кино. На этот же раз ограничиться некоторыми премьерами. В частности, покажут «Тайсона», хорошо принятого на Каннском фестивале.
ММКФ удалось собрать сплоченную творческую и организационную команду. Помимо Михалкова, «вечного президента», над форумом активно работают Леонид Верещагин (генпродюсер), Наталья Семина (гендиректор), Петр Шепотинник (связи с общественностью), Кирилл Разлогов (программный директор), Андрей Плахов (главный отборщик).
Еще один интересный посыл — первый Московский международный кинофестиваль состоялся ровно 50 лет назад, в 1959-м. С тех пор были и проблемы, и паузы. Но все-таки фестиваль выжил и доказал свое право на существование.
Что касается одесского фильма в рамках ММКФ, то Кира Муратова — любимица москвичей. В общем-то они считают ее «своим режиссером», если вспомнить прежние выдающиеся фильмы «Короткие встречи», «Долгие проводы», «Астенический синдром». Новая картина Муратовой создана по сценарию Владимира Зуева. Оператором выступил Владимир Панков. А художником — муж Киры Георгиевны Евгений Голубенко. Продюсер Олег Кохан. Синопсис «Шарманки» гласит: «Это история сводных брата и сестры, отправившихся на поиски своих отцов в большой город. На пути они встречают множество самых разных людей: добрых и злых, бедных и богатых, умных и идиотов, но никому до них нет ровно никакого дела, ведь каждый погружен в свои заботы. Тем более накануне Рождества».
Сама же Муратова видит в своем фильме переплетение нежности и печали, а в сценарии не находит никаких головоломок:
— Святочный рассказ или рождественская сказка — этот жанр у нас ничем не нарушен, а лишь адаптирован к сегодняшней реальности. Переплетение нежности и печали можно назвать мелодраматичным. Как и во всякой качественной мелодраме, социальное начало пронизывает эту ткань вдоль и поперек переплетениями категорических императивов.
Голод, холод, сиротство, бедность, богатство — все это простые, внятные вещи, открыто и серьезно рассказывающие о своей сущности. Никаких головоломных психологических или формальных изысков не заложено в этом сценарии! Ну разве что одна забавная загадка человеческой природы — загадка потребности игры. Я имею в виду изящную и оригинальную мистификацию в супермаркете, когда «золотая» молодежь изображает из себя воров-клептоманов, подчеркивая, обрамляя и сопровождая действия голодной девочки, ворующей хлеб насущный…
От редакции: «ЗН» хочется пожелать новому фильму Киры Муратовой успешной фестивальной судьбы, лучшей участи, нежели та, что была у ее предыдущей картины «Два в одном».
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку